Сочинение-описание по картине Билибина «Суд во времена русской правды»
Автор картины «Суд во времена Русской правды» Иван Яковлевич Билибин (1876—1942), русский художник, знаменитый книжный иллюстратор. Работа выполнена в 1907 году, в характерном для этого времени стиле модерн. Это небольшое полотно, размер которого — 110 × 87 см, техника — хромолитография.
Жанр картины — историческая живопись. Художник изобразил процесс судопроизводства во времена правления Ярослава Мудрого (1019–1054) в Киевской Руси.
Прав или виноват человек, устанавливалось следующим образом: истец и ответчик вместе проходили испытание огнём, то есть тот и другой изымали из костра голой рукой кусок железа. Виновным считался тот, чья рука больше пострадала от ожогов.
Художник передал торжественность обстановки, которая считалась необходимой при выяснении правды. Суд над обвиняемым вершится во дворе княжеских палат в присутствии князя. Он восседает на крыльце, устланном красным ковром. Вокруг него собрались приближённые, одетые в праздничные одежды. За порядком следят люди воинского звания. Фигура и одежда каждого персонажа тщательно прорисована — билибинский графический стиль.
Композиция картины диагональная (скат крыши, линия крепостной стены). В центре композиции пламя костра.
На переднем плане зелёная лужайка во дворе княжеского дворца, по центру лежат дрова для костра, здесь же топор. По обеим сторонам зелёного поля — люди. С правой стороны картины — знать, слева — простой люд, охранники в шлемах и кольчугах. Старика в лаптях, пытающегося разглядеть получше, что там у костра, воин удерживает за плечо.
Средний план — полыхающий дымный костёр, из которого обвиняемый уже взял кусок железа и держит в руке. Это молодой сильный мужчина, он опустился на одно колено, сзади него толпится народ. Чья-то сочувственная рука легла на плечо страдальца, лица которого не видно. По обеим сторонам от испытуемого стоят стражники с копьями.
Напротив происходящего действа сидит седобородый князь, опираясь одной рукой на меч, другой — о колено. Над ним высятся тёмные стены княжеского терема. За спиной стоят два отрока. По сторонам — бывалые воины и приближенные.
На заднем плане толпится народ, виднеются дворовые постройки, частокол изгороди, а за ней городская стена с зелёными кровлями башен, белый храм с золотым куполом, крест которого сверкает в голубом небе. В вышине светло и безмятежно, там ничто не напоминает о мраке княжеского двора.
Цветовая палитра яркая, насыщенная, доминирует зелёный цвет и красные и коричневые тона. Самое яркое пятно — красный ковёр на княжеском крыльце, с ним перекликается красный цвет сапог стражников и языков костра.
Свет в картине играет композиционную роль. Место суда погружено в густую тень, только адское пламя костра освещает происходящее. За пределами княжеского двора — голубое небо с белыми кучевыми облаками, под солнечными лучами горит купол церкви.
Идея произведения подсказана световым решением: совершаемый суд — невежество, мрак, в нём наследие язычества.
Картина И.Я. Билибина «Суд во времена Русской Правды» хранится в частной коллекции. Полотно привлекает как художественным мастерством, так и исторической точностью изображённого на картине события.