Сочинение-описание по картине Сурикова «Автопортрет»


«Автопортрет» - В.И. Суриков


Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916), русский художник, известный своими полотнами в историческом жанре («Утро стрелецкой казни», «Взятие Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова» и другие), написал несколько автопортретов. Один из них — в 1913 году. «Автопортрет» выполнен маслом, размер его — 70 × 62,4 см.

Жанр произведения — портретный. За время своего творчества Суриков создал порядка пятнадцати автопортретов, на которых запечатлел себя в молодости, в зрелости и в преклонном возрасте. «Автопортрет» 1913 года написан за три года до кончины художника.

Композиция картины очень лаконична и традиционна для портретов — треугольная, статичная. Художник изображён по грудь, его профессия никак не отражена на полотне.

В центре внимания зрителя — лицо уже немолодого человека, рельефно выступающее из темноты. Оно типично русское: характерные скулы, нестрогие очертания носа, восточный излом бровей. Лицо простое, но цепкий и проницательный взгляд выдаёт ум и сильный характер, в нём проступает яркая личность.

Когда Суриков писал этот портрет, его некогда несокрушимое здоровье было подорвано. Подступившая болезнь заметна в автопортрете, но видна и могучая натура художника. Он ещё полон энергии, глаза смотрят зорко. Крепкая порода сибирских казаков отразилась в наружности уже шестидесятипятилетнего человека. Волосы его ещё густы и темны, только слегка тронуты сединой, шея крепка, плечи широки и могучи. Суриков сам любил подчеркнуть своё казацкое происхождение, наделяющее потомков силой и удалью.


Цветовая гамма портрета холодна. Изображение фигуры сливается с чёрно-синим фоном, только белый воротничок позволяет угадывать очертания плеч. На первый взгляд, в картине выделяется лицо в желтовато-зеленоватых тонах. Оно ограничено от окружающей тьмы белизной воротничка.

Такой подход к изображению был, вероятно, продиктован Сурикову художественными принципами начала века. Тёмные тона фона и одежды передавали скрытый драматизм, не проявляющийся в лице. Современники и знали художника человеком закрытым и немногословным.

Свет падает на лицо несколько слева: хорошо освещено всё лицо художника, но с правой стороны картины щека остаётся в тени. На лбу слева неяркий световой блик. В целом лицо выглядит матовым, яркого света в портрете нет.

Идея произведения: внутренний мир художника, завершающего свой жизненный путь. В его уже нездоровом лице можно распознать мужественный характер, опыт, непрестанную работу мысли и потаённую грусть. В автопортрете выражена и некая усталость, свойственная возрасту, и сожаление о том, что все его масштабные полотна, творческие замыслы, напряжённая вдохновенная работа, остались в прошлом.

Картина В.И. Сурикова «Автопортрет» (1913) экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. Этот выразительный портрет интересен и сам по себе, и как работа позднего Сурикова, когда художник, прошедший большой и славный творческий путь, достиг вершины мастерства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Суриков «Переход Суворова через Альпы»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Утро стрелецкой казни»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Посещение царевной женского монастыря»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Изгнание Христом торгующих из храма»