Сочинение-описание по картине Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»
Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916), русский художник, мастер в историческом жанре, в 1912 году он написал картину «Посещение царевной женского монастыря». Размер холста: 144 × 202 см, техника выполнения работы — масляные краски.
Жанр произведения — исторический. Сюжет картины не привязан к какому-то конкретному историческому событию, как другие полотна Сурикова. Изображена типичная ситуация из жизни русских царевен. Замужество было для них проблемой, так как жених должен быть царского рода и православный. Очень часто такого не находилось, и царевне предстояло идти в монастырь.
На картине представлена сцена, когда юная царевна посещает женский монастырь, в стенах которого ей предстоит поселиться.
Композиция многофигурная, диагональная. Картина построена на контрасте цветущей юности царевны, написанной в нежных красках, и насельниц монастыря в чёрных одеяниях, живущих по строгому уставу.
В центре композиции изображена молоденькая девушка в богатом древнерусском наряде царевны, расшитом серебром и золотом. У неё две длинные девичьи косы, полудетское лицо, в больших глазах печаль, испуг и кротость. Царевна осеняет себя крестом. Выражение лица у неё молитвенное, она только что отстояла обедню.
На переднем плане зритель видит красную дорожку, по которой ступает царевна. Слева от неё склонились в поясном поклоне две молодые послушницы. Лицо ближней к зрителю послушницы хорошо видно, в нём нет кроткого выражения, положенного для насельницы монастыря. Справа — массивный подсвечник с горящими свечами. За ним — склонившаяся фигура в чёрной монашеской рясе.
Средний план — продолжающийся ряд монахинь слева. Одна из них ещё молода и хороша собой, глаза опущены, в лице понимание, печаль и сочувствие. Рядом с ней стоит настоятельница монастыря со Священным Писанием в руке. Она зорко, испытующе смотрит на будущую свою подопечную, с вселением которой монастырская казна хорошо пополнится. За настоятельницей видны три немолодых монахини, с откровенным любопытством смотрящие на прекрасную царевну, которой скоро предстоит стать одной из них.
На заднем плане изображены три женщины в мирской одежде — сопровождение царевны. Пожилая боярыня, нянька, смотрит придирчиво, соблюдены ли все правила церемонии. В лице её, как и в лицах двух других женщин из свиты царевны, нет сочувствия к девочке, лишенной возможности выбора.
Фон — арочный свод, фрески с изображением святых. Слева вытянулся ряд икон в богатых окладах, горящих золотом в свете лампад.
Суриков изобразил атмосферу монастырского ханжества и притворства. Он, как и большая часть творческой интеллигенции начала 20 века, считал монастырскую жизнь насквозь фальшивой. Безусловно, практика насильственного пострижения в монахи была отрицательным явлением, которое и принесло свои плоды. Ведь «невольник — не богомольник». Но были художники, изображавшие жизнь монахов в ином ключе.
Цветовая палитра соответствует композиции: невесёлой обстановке монастыря противопоставлены светлые нежные краски царевны. Её опашень расшит серебром, отделан голубым орнаментом, золотом и драгоценностями расшит воротник, красивый золотой венец украшен разноцветными камнями. Красные ленты в косах разбавляют холодноватый голубой цвет и откликаются на красную дорожку, по которой ступает царская дочь.
Монастырская жизнь — густой чёрный цвет одежд (мрак), сверкающее золото окладов (богатство), синеватые стены веют холодом, а красный цвет дорожки, лампад, пламени свечей передаёт внутреннее напряжение ситуации.
Свет падает справа из невидимого зрителю окна: тени падают влево. Горящие свечи и лампады в сочетании с дневным светом придают изображаемой сцене оттенок тревожности.
Идея произведения: условности социального положения, лишающие молодую девушку права выбора между мирской и монастырской жизнью. Кроме того, картина выражает общественное мнение определённой среды о монастырях.
Картина В.И. Сурикова «Посещение царевной…» — его последняя значимая работа. Она уступает его предыдущим произведениям по значению и масштабу, но богатство колорита, проникновенное изображение царевны ставит это полотно в один ряд с его выдающимися произведениями.