Сочинение-описание по картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»


«После побоища Игоря Святославича с половцами» - Васнецов В.М.


Виктор Михайлович Васнецов (15.05.1848–23.07.1926), русский живописец, прославленный мастер в жанре исторической и фольклорной живописи, в 1880 году написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Материал картины холст, размер которого довольно внушителен — 205 × 390 см. Техника выполнения работы — масло.

Жанр произведения — историческая живопись, батальная сцена. Сюжет картины художник взял из «Слова о полку Игореве». Эта картина была откликом Васнецова на русско-турецкую войну 1877–1878 годов, пробудившую патриотические настроения русских людей. Художник изобразил павших воинов на поле битвы, русских и половцев, в наступающих сумерках.

Композиция полотна многофигурная, статичная (линейная). Мёртвые тела недвижимы, кругом тишина, только два орла схватились между собой.

На переднем плане слева в густой зелени травы виден чистящий перья орёл-стервятник, справа три воина, погибшие в схватке. Их тела переплелись, битва, очевидно, была совсем недавно. Немного выше, с левой стороны, — могучий русский витязь в красных сапогах. Он лежит, широко раскинув руки, лицо его спокойно. Под ним плащ, будто нарочно расстелен.

В центре композиции молоденький княжич в светлой одежде. В грудь его сквозь кольчугу вошла половецкая стрела. Прекрасно его бледное лицо в свете заката, с шеи юноши свисает нагрудный крест. Потерпели поражение православные люди, но их лица светлы и спокойны, они будто спят. Мёртвые половцы, напротив, страшны. Их лица выражают страдание, тела мучительно изогнуты.

На втором плане ритмично изображены убитые, щиты, луки, стрелы. Два орла дерутся в воздухе над мёртвыми за добычу. На заднем плане в дымных тучах восходит розовая луна, словно отражает пролитую кровь на поле.


Цветовая палитра картины основана на преобладании холодных тонов: зелёных, серо-голубых. В тёмную зелень полевой травы вносят напряжение красные щиты. В сизых тучах на заднем плане багровеет луна, композиционно перекликаясь с красными сапогами русского витязя на первом плане.

Коричневые пятна полотна — стервятники и мёртвые половцы. Они расположены так, что уравновешивают композицию. Разнообразят колорит голубые и жёлтые одежды погибших. Мелкие орнаменты кафтанов придают картине декоративность.

Высветленная одежда юного княжича в противовес общему тону цветовой гаммы придаёт образу особый смысл, вносит лиричность в торжественный эпический строй полотна.

В целом колорит картины построен на конфликте холодного и тёплого цветов. Васнецов видел в этом звучании красок симфонию, схожую с произведениями Бородина и Глинки.

Свет на поле брани угасает. Невидимый зрителю закат особо озаряет отрока со стрелой в груди, придавая лучезарность его образу. Всё остальное тихо погружается в сумрак. Восходит луна, окружённая тучами. Свет её бледен. Ещё немного, и над степью воцарится ночь.

Идея произведения — преклонение перед героизмом павших за родную землю воинов.

Картина В.М. Васнецова «После побоища…» стала новаторской в историческом и батальном жанре. Она не отражала документально ужасы сражения, как в картинах Верещагина. Историческое прошлое Васнецов передал в эпическом звучании, которому чужд натурализм. Под его кистью реалистическое изображение старины получило поэтическую интерпретацию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Крещение князя Владимира»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Спящая царевна»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»