Сочинение-описание по картине Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах»
Василий Васильевич Верещагин (26.10.1842–13.04.1904) — русский живописец реалистического направления, писатель, знаменитый баталист. Картина «Наполеон на Бородинских высотах» была создана в 1897 году. Она открыла большую серию картин об Отечественной войне с Наполеоном — «1812 год».
Масштаб холста: 107 × 157 см, работа выполнена маслом.
Жанр картины — историческая живопись. Сюжет связан с началом Бородинской битвы 26 августа 1812 года.
Композиция полотна многофигурная, диагональная. «Диагональ» проходит от сидящего Наполеона к стоящим за ним офицерам.
Центр композиции — император Наполеон I. В его образ художник не внёс ничего романтичного и героического. Наполеон изображён малопривлекательным человеком — низкорослым и располневшим. Он озадачен неожиданно упорным сопротивлением русских. Композиционно означена обособленность полководца от его подчинённых. Он выглядит гордым и замкнутым.
Передний план картины — возвышенность, на которой расположился Наполеон на походном стуле, его штабные, свита. Император вытянул левую ногу на барабане, сложил на груди руки, хмуро смотрит перед собой, на голове его треуголка. Вид у императора насупленный. Высшие военные чины, форма которых выписана детально, с напряжением наблюдают в подзорные трубы за разворачивающейся баталией. В их лицах тревожное ожидание.
На втором плане — гвардейцы в парадных мундирах. Некоторые из них оживлённо разговаривают о чём-то постороннем.
Под ногами у французов зеленеет трава, белеют полевые цветы — топчут захватчики русскую землю.
Задний план — голубое небо в облаках и поднимающиеся клубы дыма, сквозь которые смутно проступают силуэты солдат.
Цветовая палитра картины состоит из ярких насыщенных цветов: зелёного, голубого, красного, золотисто-жёлтого. Много белого цвета в форме французов, ему противопоставлена чёрнота сапог. Доминирует светло-зелёный цвет холма, голубизна неба. Парадные мундиры с их белоснежными лосинами, красными плюмажами, вроде бы создают праздничную обстановку, но не соответствуют лицам, выражающим тревогу.
Свет августовского солнечного дня щедро льётся с небес, сверкает в жемчужном облаке. Лучи падают, судя по тени французов, слева. В свете солнца ослепителен белый цвет в костюмах военных, весело поблёскивают начищенные сапоги.
Художник изобразил прекрасный летний день, на фоне которого разворачивается страшное, кровавое сражение. В картине нет кровавых сцен, но они подразумеваются. Это видно по выражению лиц полководца и штабистов.
Идея произведения — неожиданное сопротивление русского войска как несоответствие ожиданию Наполеоном скорой победы.
Картина В.В. Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» хранится в Государственном Историческом музее Москвы в ряду других картин серии «1812 год». Она иллюстрирует историю Отечественной войны, как и прочие полотна этой серии, даёт наглядное представление о происходивших событиях, напоминает о героизме предков.