Всегда ли ценны заветы отцов?
С детства каждого ребенка приучают следовать заветам его родителей, не прекословить старшим и ценить авторитет взрослых людей. Однако жизнь порой доказывает, что заветы отцов далеко не всегда оказываются ценными в условиях реалий нового времени, бывает так, что старшее поколение запутывается в собственных предрассудках, мыслит слишком субъективно и навязывает младшим свои установки.
Все вышесказанное подтверждают многие источники художественной литературы.
В произведении А.Н. Островского, драме «Гроза», поколение старших давит своим авторитетом, навязывая догмы и отжившие архетипы поведения. Например, Кабаниха активно пропагандирует ценности, продиктованные «Домостроем» – пособием времен Владимира Мономаха, актуальным в средневековье и отжившим свое в девятнадцатом столетии. Она требует от невестки Катерины беспрекословного подчинения мужу, постоянного страха и благоговения перед его авторитетом. «В ноги кланяйся, дура!» – кричит она на невестку, возмущаясь тем, что она «бесстыдно повесилась» на супруга, уезжающего за товаром в другой город. Кабаниха ворчит, что Катерина «не воет», провожая мужа в дальний путь, не ведет себя отчаянно демонстративно в духе народных причитаний.
Она постоянно подавляет личность невестки, считая, что именно на этом держится авторитет старших и порядок в доме. Ее «заветы» – сплошное зло, они неуместны и откровенно комичны. Вследствие такого «воспитания» сын Кабанихи вырос безвольным и слабым, крайне неуверенным в себе, абсолютно неприспособленным к жизни. Катерина не выдерживает давления и сводит счеты с жизнью, так и не познав радости супружества и оставив несчастного Тихона до конца дней винить себя в происшедшем.
В произведении Н.В. Гоголя, романе «Мертвые души», представлен еще один пример, когда заветы «отцов» становятся вредны. Отец с малых лет поучал Павлушу «беречь копеечку» и ценить ее больше друзей и близких. Он постоянно утверждал, что честным путем в жизни ничего нельзя добиться, что вокруг сплошные воры и мошенники. Быть честным человеком – значит быть простофилей и глупцом, в то время как другие, более смышленые люди наживают капиталы и наслаждаются благами жизни.
Павел внимал заветам отца и соблюдал свой интерес в любом деле, уже в раннем возрасте он успешно наживался на одноклассниках, продавая им чужие угощения. Повзрослев, он пошел еще дальше: он разработал целую мошенническую схему. Павел начал заниматься покупкой «мертвых» душ с целью их последующего заложения в Опекунский совет и получения крупной ссуды. Лизоблюдство, чинопочитание, холодный расчет, постоянный поиск выгоды стали неотъемлемым поведением Чичикова. Так заветы отца превратили Чичикова в настоящего преступника, отобрали возможность прожить жизнь честного и добропорядочного человека.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что заветы отцов не всегда оказываются истиной в последней инстанции. Беспрекословное подчинение отбирает у ребенка самостоятельную жизнь и порой обрекает его на крах и гибель.