Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?


Мы привыкли говорить об эгоизме как отрицательном человеческом качестве. Под эгоизмом принято подразумевать равнодушие, сосредоточенность только на себе, на своих интересах.

Антоним эгоизма — альтруизм. Под альтруизмом мы разумеем готовность служить людям, жертвенность, пренебрежение своими интересами.

В чистом виде эгоисты и альтруисты встречаются очень редко. Чаще всего эгоистическое и альтруистическое начала уживаются в одном человеке с некоторым превосходством того или другого. Человеческая природа когда-то давно была повреждена, и себялюбец неминуемо поселяется внутри каждого человека и диктует ему в любой ситуации искать выгоду, в первую очередь для себя. Однако альтруистическое начало подсказывает многим, что благо только для себя не доставит особой радости, тем более если это может повредить кому-то. Нормальному человеку приятно, когда радуются и другие люди. Такой эгоизм называют здоровым. Здоровый эгоизм подразумевает, что личные интересы одного человека не должны противоречить интересам других.

Эта проблема занимала и русских писателей.


Значительное место теории разумного эгоизма отводится в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. По мнению представительницы «новых людей» Веры Павловны, разумный эгоизм свойствен человеческой природе. Именно поэтому, когда мы жертвуем своими интересами во благо других людей, мы заботимся больше о себе. Мы неохотно совершаем эту жертву, но подсознательно в этом нежелании мы устремлены к счастью. Ведь только сознание, что кому-то хорошо благодаря тебе доставляет настоящую радость. Получается, стремление ко благу других — стремление к собственному счастью. И может ли быть счастлив человек, наблюдая несчастье ближних? Польза разумного эгоизма предназначена не только для одного человека, но и для всего общества. Таков разумный эгоизм Чернышевского.

Простые эгоисты могут быть обаятельны, украшены умом, образованием, наделены сильным характером, но червоточина крайнего себялюбия обесценивает эти положительные качества личности. В литературе тому есть примеры.

Так, Печорин («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) наделен многими дарами от природы, но несчастен сам и делает несчастными других, так как использует их для своих прихотей, тешит самолюбие. Не задумываясь, погубил Бэлу и разбил сердце Мэри. Равнодушие к страданиям других омертвило душу Печорина и делало его несчастным. Он копался в себе, зацикливался на себе, но не видел источника своих страданий — крайнего эгоизма.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать заключение, что разумный эгоизм Чернышевского превосходит так называемый здоровый эгоизм, поскольку первый предполагает жертвенность, тогда как здоровый эгоизм останавливается на не ущемлении чужих интересов. Но это тоже очень неплохо для общества, гораздо лучше, чем пошлое себялюбие.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Когда отзывчивость может навредить?
  • Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
  • Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
  • Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?