Анализ стихотворения Аполлинера «Город и сердце»
Аполлинер — поэт, который с двадцати лет жил во Франции, имел белорусско-польские корни, считал себя потомком Наполеона первого. На протяжении всей жизни в Париже он был одинок, его преследовали власти, ложно обвинив в краже известной картины «Джоконды». Но именно Гийом Аполлинер положил начало новой эпохи французской поэзии.
Одно из ранних стихотворений поэта «Город и сердце» относится к юношескому циклу, написанному в 1896-1910 годах. До 1899 года поэт жил в Монако, потом переехал в Париж и сразу влюбился в этот город.
На русский язык произведение было переведено Борисом Дубиным.
Главная тема — любовь к городу и восхищение им.
Сюжет стихотворения построен на сравнении. Автор соотносит большой оживленный город с работой человеческого сердца. Анализируя каждое слово, можно представить себе городской пейзаж и картину жизни. Город «бесстрастен», его совершенно не беспокоит, что происходит вокруг, у него нет чувств, он замер. «Цепенеют крыши» — застыли и молчат, не двигаются. Таким образом, первая строка передает бесчувственность города, его спокойствие и умиротворенность. Можно предположить, что мегаполис застыл в ожидании чего-то.
И вдруг вторая строка нарушает это безмолвие. На крышах есть флюгера, которые «кружат в поспешности слепой». А совершать движения их заставляет ветер. Они не знают, зачем нужно кружиться, но они вновь и вновь делают обороты вокруг себя. Это так похоже на волнения, которые возникают в сердце человека. Эти чувства не приходят просто так, они появляются под воздействием любви, радости, счастья, переживаний.
Спокойствие и тишина — временное явление в душе человека. Как правило, потом наступает что-то, что будоражит, заставляет волноваться, «кружиться», бежать. Сердце охватывают новые чувства, тревоги, любовь. Аполлинер называет это «причудами», так как понимает, что можно жить спокойно и ни к чему не стремиться. Но человек так устроен, что ему хочется впечатлений и эмоций.
Эти причуды в городе и сердце происходят случайно, они не поддаются закономерностям, одинаково стуча «под рукой» лирического героя. Он восхищается мегаполисом, называя его «мой». Герой сроднился с городом, чувствует в нем близкого друга. Он нем может обходиться без него, как человек не может жить без сердца.
Городские улицы, крыши, флюгера манят и притягивают. Город содержит в себе некую тайну, которую нужно разгадать.
Всё это вызывает огромную любовь, потрясение и слезы. Сердце стучит и волнуется при виде завораживающей картины города.
Таким образом, Гийом Аполлинер был одним из первых поэтов-урбанистов, которого волновала тема города. Он любил все детали городского пейзажа: красные кирпичные стены, высокие крыши, вертящиеся флюгера. И свое восхищение передавал в своих произведениях. Можно привести аналогию с русским поэтом Александром Блоком, который также в своих стихах уделял большое внимание деталям, но такой любви к мегаполису, как у Аполлинера, нет ни у одного урбаниста той эпохи.