Мифологическая основа пьесы Шоу «Пигмалион»


Комедия Бернарда Шоу «Пигмалион» была написана им в 1912-1913 годах, и уже в 1914 впервые была сыграна на сцене в Берлине и Вене. Пьеса имела огромный успех. В скором времени все ведущие мировые театры включили это произведение в свой репертуар.

Задумываясь над созданием комедии, автор прибегает к античности, беря за основу древнегреческий миф. В нем талантливый скульптор настолько увлечен искусством, что не обращает на обыкновенных женщин никакого внимания, так как не видит в них идеала. Мужчина создает из мраморной кости статую. Творение получилось настолько прекрасным, что скульптор влюбляется в него. В душе он мечтает о такой девушке, но просить Бога оживить свой шедевр не решается. Афродита, тронутая глубоким чувством мастера, оживляет статую. И бывшее каменное изваяние впоследствии становится женой своего творца.

Шоу же решил создать пьесу, которая будет отличаться от античной. Действие происходит в Англии, в которой Пигмалион превращается в уверенного языковеда Генри Хиггинса, а красавица Галатея в грязную цветочницу. Если древнегреческая героиня была покорной и ласковой, то современная Элиза оказывается бунтаркой, грубоватой и бесцеремонной. Финал комедии также отличается, так как свадьба в произведении Шоу происходит не между создателем и творением, как в тексте Овидия, а между второстепенными персонажами: отцом Элизы и ее мачехой.


Также совершенно разные цели этих двух произведений. Античный Пигмалион наделяет чувствами девушку, а английский Хиггинс под воздействием простой цветочницы меняет свое мировоззрение, становясь более чутким. В начале пьесы перед читателем возникает ученый, которого совершенно не волнует будущее бедной Элизы. Для него важен сам эксперимент — превратить безграмотную торговку цветами в настоящую герцогиню. И постепенно закоренелый холостяк, который презирал женщин, осознает, что не может жить без этой девушки. В отличие от античности Генри лишь умело шлифует готовый материал. Его ученица умна и способна. Она преображается сама и меняет своего мастера.

Более того, героиня готова пойти дальше. Она выйдет замуж за Фредди и станет его учителем. Изначально в пьесе видно, что молодой человек слабохарактерный и бедный, поэтому сильная Элиза будет создавать из него тот образ, который для нее необходим. Девушка прекрасно понимает, что Генри сильнее нее, и с ним ее счастье призрачно. А вот Фредди тот, кого она может сделать счастливым. Тем не менее отношения между Хиггинсом, Пикерингом и Элизой не прекращаются.

Помимо изменения главных героя, читатель видит, как преображается Альфред Дулиттл. Он представлен грубым мусорщиком, способным лишь на ругательства и вымогание денег. А в конце пьесы это уже «неординарный» преуспевающий оратор, который из низшего класса перешел в средний. Автор хотел сказать этим, что большое значение имеют природные способности и сила духа человека.

Таким образом, всё, что задумал Бернард Шоу, было показано в его пьесе и принесло ему большой успех.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Шоу назвал свою пьесу «Пигмалион», а не «Галатея»?
  • Мой вариант окончания пьесы Шоу «Пигмалион»
  • Тема женской дискриминации в пьесе Шоу «Пигмалион»
  • Отзыв о пьесе Шоу «Пигмалион»