Почему Шоу назвал свою пьесу «Пигмалион», а не «Галатея»?


В 1912 году английский драматург Бернард Шоу создает свою знаменитую пьесу «Пигмалион». Название произведения отсылает читателя к античной литературе, в которой известный скульптор создает статую Галатея. Творение получилось настолько прекрасным, что мастер влюбился в него. Афродита, увидев страдания Пигмалиона и вняв его молитвам, оживляет скульптуру. В итоге молодые люди счастливы в браке, у них рождается дочь.

Автор современной комедии не мог просто позаимствовать название у Овидия. Он с сарказмом дает Генри Хиггинсу это прозвище, показывая совершенно другого человека, не соответствующего образу античного героя. А имя Галатеи вообще не упоминается, потому что Элиза Дулиттл совершенно другая — в начале пьесы грубая, вульгарная. Потом активная, умная, благородная, способная на изменения в своей жизни.

Но именно Хиггинс, а не цветочница, становится главным героем. Читатель видит, как мастер меняет свой внутренний мир, как становится более чутким. В самом начале лингвист представлен эгоистичным человеком, увлекающимся наукой. Он совершенно равнодушен к другим людям. Об этом не раз говорят полковник Пикеринг, миссис Хиггинс и Элиза. Генри самолюбив и жесток. Ему абсолютно всё равно, что будет с девушкой после того, как закончится эксперимент. Именно это слово уместно при определении того, что делают ученые с необразованной девушкой. Превратить простолюдинку в герцогиню — вот цель опыта. Это им отлично удается. Лингвист выигрывает пари, и вполне доволен этим.


В процессе превращения можно увидеть не только внешнюю эволюцию Элизы, но и внутренний мир Хиггинса. Сначала он признается, что никогда не женится, так как человек в браке теряет свободу. По его мнению, каждый из супругов втайне ненавидит свою половинку. К тому же он поясняет, что женщины в семье — безвольные существа, которые приносят тапочки. Но увидев слезы и истерику девушки, меняется. Он уже не так равнодушен. Его волнует состояние ученицы. Мастер дает ей советы, как поступить.

Но это оскорбляет девушку. Она действует так, что выводит мужчину из душевного равновесия. Генри признается: «Вы ранили меня в самое сердце». Но все же это не раскаяние, а уязвленное самолюбие профессора.

Шоу хотел показать, что на изменения способен любой человек из любого социального сословия. Главное — это природные способности и одаренность. Только они в определенных обстоятельствах помогают стать образованнее. Элиза Дулиттл из простой лохматой продавщицы превращается в благородную леди. Она лучше и чище джентльмена из высшего общества, так как тянется к хорошему, стремится вырваться из нищеты и унижений. Она терпеливо переносит равнодушие учителя, но потом мудро указывает ему на его недостатки. А указать есть на что, потому что считающий себя выше остальных Хиггинс обладает многими негативными качествами — высокомерием, жестокостью, равнодушием.

Именно поэтому Шоу использует название «Пигмалион», как бы смеясь над главным героем, которому чужды любовь и высокие чувства.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мой вариант окончания пьесы Шоу «Пигмалион»
  • Мифологическая основа пьесы Шоу «Пигмалион»
  • Тема женской дискриминации в пьесе Шоу «Пигмалион»
  • Отзыв о пьесе Шоу «Пигмалион»