Анализ стихотворения Агнии Барто «Девочка чумазая»


Стихотворение «Девочка чумазая» Агния Барто написала в соавторстве с первым мужем Павлом Барто в 1930 году. Произведение относится к раннему периоду творчества поэтессы. Тогда она ещё не была известна в литературных кругах. Тем не менее, стихотворение «Девочка чумазая» вот уже много десятилетий остается популярным.

Тема анализируемого произведения – разговор с чумазой девочкой, попытка отмыть её. Агния Львовна показывает, что упорство уместно не везде, а врунов всегда ждёт разоблачение. В шуточной форме поэтесса доказывает, что всегда нужно говорить правду.

В центре стихотворения чумазая девочка и лирический герой. Под образом последнего подразумеваются взрослые. Строки, в которых говорит лирический герой, написаны от первого лица множественного числа. Лирический герой спрашивает: «где ты руки так измазала?» Ребёнок отвечает, что она лежала на солнышке, и её руки просто загорели. Потом лирический герой спрашивает у девочки, где она измазала носик, ноги. У неё один ответ: «Я на солнышке лежала…». Героиня врёт, что загорела. Наверное, её стыдно, что она грязная.


Наконец, лирический герой просит мыло, уверяя, что девочку чумазую можно отмыть. Героиня начала кричать, когда увидела мочалку, даже царапалась. Она кричала, чтобы не трогали её ладошки, плакала, когда терли носик, жаловалась, что боится щекотки, когда терли пятки. Но вся грязь отмылась. В конце стихотворения лирический герой с иронией говорит, что теперь девочка вовсе не загорелая, «это была грязь».

Стихотворение Агнии Барто «Девочка чумазая» состоит из отдельных строф с разным количеством строк. В тексте использована смежная рифмовка. Некоторые строки не рифмуются. Они придают произведению простоты и детской непосредственности. В тексте есть женские и дактилические рифмы. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение также делится на части: попытки взрослых узнать у девочки, где она так измазалась; рассказ о том, как отмывали девочку. Особенность стихотворения – рефрены. Каждый вопрос к девочке начинается обращением: «Ах ты, девочка чумазая…». Девочка каждый свой ответ заканчивает фразой: «Вот они и загорели».

Раскрыть тему, донести идею, а также создать образ чумазой девочки Агнии Барто помогли художественные средства. В тексте есть несколько сравнений («кончик носа чёрный, будто закопчённый», «ноги, как у негра», «царапалась, как кошка»), метафоры («на локтях – дорожки», «не девочка, а зебра», «Ой, мой бедный носик! Он мыла не выносит!»), эпитеты («девочка чумазая», «чёрные ладошки», «кончик носа чёрный», «громко кричала»), антитеза («вот теперь ты белая, ничуть не загорелая»). Привлекают внимание также уменьшительно-ласкательные формы слов (солнышко, носик, ладошки, кончик), фразеологизмы («так ли дело было», «до капли»).

Стихотворение Агнии Барто «Девочка чумазая» написано в форме диалога, поэтому важную роль в нем играет интонация. Во второй части восклицательные предложения помогают воспроизвести эмоции девочки, показать её реакцию на то, что её пытались отмыть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Стали грамотными»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Я выросла»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Про ленивого Федота»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Первый урок»