Анализ стихотворения Агнии Барто «Про ленивого Федота»


Стихотворение «Про ленивого Федота» Агния Барто написала в 1954 году. Спустя четыре года оно вошло в сборник «Пёстрые страницы» (1958 г.). На момент написания произведения Агния Львовна уже была популярной, её творчество было интересно не только маленьким читателям, но и взрослым.

Тема анализируемого стихотворения – рассказ о ленивом мальчишке и попытках его разыскать. Агния Львовна осуждает лентяев, показывает негативное отношение к ним со стороны окружающих. Также поэтесса доказывает, что лодырям нельзя давать спуску.

В центре произведения ленивый мальчишка Федот и лирический герой. Лирический герой – коллективный образ. Строки, в которых он говорит, написаны от первого лица множественного числа. Можно догадаться, что под этим образом подразумеваются двое ребят – ровесники Федота. В начале стихотворения лирический герой говорит, что кто-то рассказал про ленивого Федота. Мальчишка целый день дремлет в гамаке, укрывшись под зонтом. Когда его зовут на огород, он, зевая, отвечает, что пойдёт потом.

У Федота всего одно дело – отдых в гамаке. Ребята, услышав про мальчишку-лодыря, решили подлететь к нему и «заклевать». Они летели два дня и, наконец, увидели под горой лагерь. Звенья там были заняты прополкой. Лишь один мальчишка таскал воду в огород. Агния Барто обращает внимание на одну деталь внешности – чёлку. Ребята пытаются понять, тот перед ними Федот или нет. Они понаблюдали за ним и поняли, что он «не лодырь, не лентяй». Федот лишь с улыбкой ответил: «Это я, но я не тот!».


Развязка стихотворения не дает читателю возможности понять, это другой Федот или же это тот же мальчишка, но он решил исправиться. Под образом лирического героя также можно подразумевать птичек, ведь они летят, а потом обещают заклевать ленивого мальчика.

Стихотворение «Про ленивого Федота» Агнии Барто состоит из четырех строф с разным количеством строк. Строки в первой и четвертой строфах объединены смежной рифмовкой, во второй и третьей – перекрестной. В тексте есть и мужские, и женские рифмы. Стихотворный размер – разностопный хорей. Анализируемое стихотворение также условно делится на смысловые части: рассказ про ленивого Федота; попытка разыскать мальчишку; наблюдения за Федотом, которые доказывают, что он не лодырь. Особенность композиции произведения – реплики, написанные от имени Федота и ребят.

В стихотворение немного художественных средств. В нем есть эпитет («ленивый Федот»), метафора («лентяя заклюём», «звенья заняты прополкой»). В последней строфе использована синонимазия: «он не лодырь, не лентяй».

Привлекает внимание синтаксическое строение произведения. В нем много неполных синтаксических конструкций, которые придают рассказу простоты и динамичности: «Целый день он в гамаке», «Ц него одна работа – он с утра скорей гамак», «…видим – лагерь под горой», «Сюда, Федот!», «Это тот или не тот?»

Важную роль играет интонация. Она придает выразительности. В тексте есть оборванная синтаксическая конструкция, восклицательные и вопросительные предложения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Стали грамотными»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Я выросла»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Девочка чумазая»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Первый урок»