Анализ стихотворения Агнии Барто «Стали грамотными»


Агния Барто была матерью двоих детей, поэтому прекрасно знала, как тяжело первоклассникам научиться читать. Во время попыток осилить грамоту нередко случаются казусы. Об одном из них рассказано в стихотворении «Стали грамотными». Оно было создано в 1954 году, когда произведения Агнии Львовны уже были популярными.

Тема стихотворения – рассказ о маленьких школьниках, которые научились читать. Поэтесса показывает, что обучение грамоте – настоящий труд; дети гордятся тем, что умеют читать. Агния Львовна по-доброму смеётся над случаем во время поздравления первоклассников старшими школьниками.

Первые строки написаны от первого лица множественного числа. Читателю нетрудно догадаться, что этот коллективный герой – первоклассники. Лирический герой рассказывает, что недавно они с трудом читали по слогам. Несколько строк – отрывки из букваря, записанные по слогам. Рассказчик вспоминает, как ещё недавно они читали маме. За несколько месяцев дети «одолели букварь».


Наступил волнительный день: десятиклассники пришли поздравить младших школьники. Для первоклассников это было настоящим событием: «Вот нам какая честь!» Они решили прочесть гостям рассказ о белочке. Последняя строфа написана от имени девочки-первоклассницы. Она очень разволновалась и вместо слова «белочка» прочла «булочка». В этих строках слышится и волнение лирической героини, и её умение посмеяться над собой, и едва уловимые нотки разочарования.

Стихотворение Агнии Барто «Стали грамотными» состоит из строф с разным количеством строк: одного семистишья, одного пятистишья и трёх катренов. Строки объединены смежной и перекрестной рифмовкой. Некоторые строки не рифмуются. Стихотворный размер – разностопный ямб. По смыслу произведение также условно делится на части: рассказ лирического героя о том, как дети учились читать, о том, как «одолели букварь»; рассказ о дне поздравлений от десятого класса; рассказ лирической героини об ошибке, совершенной из-за волнения. В первых строфах привлекают внимание строки, которые передают отрывки из букваря. Особенность анализируемого стихотворения – плавный переход от лирического «мы» до лирического «я».

Художественных средств в стихотворении немного. Простота художественного оформления объясняется темой и особенностями образа лирического героя. В тексте есть эпитет («миша мал»), метафора («одолели мы букварь»). Комического эффекта помогла достичь парономазия: «от волненья я прочла, что в клетке булочка жила» (белочка – булочка). В предпоследней строфе использован фразеологизм («вот нам какая честь).

В некоторых строках есть аллитерация. Например, гордость первоклассников за себя, их радость от встречи с десятиклассниками передается при помощи слов с согласным «р»: «гостям решили мы рассказ про белочку прочесть». Важную роль в стихотворении играет интонация. Радость первоклассников передается посредством восклицательного предложения. Также восклицательная синтаксическая конструкция передает эмоции девочки, которая неправильно прочитала слово.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Я выросла»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Девочка чумазая»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Про ленивого Федота»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Первый урок»