Анализ стихотворения Агнии Барто «Я выросла»


Стихотворение «Я выросла» Агния Барто написала в 1944 году, когда ещё гремела война. Тем не менее, поэтесса с детьми уже вернулась из эвакуации в столицу. Она продолжала литературную деятельность, активно публиковала произведения. Они очень нравились читателям, ведь Агния Львовна прекрасно понимала детскую психологию и мастерски воспроизводила эмоции, мысли ребят дошкольного и школьного возраста. Её стихотворения поучительные и, в то же, время вызывают добрую улыбку.

Тема анализируемого стихотворения рассказ о девочке, которая считает, что уже выросла и собирается отдать свои игрушки. Поэтесса показывает, что нужно уметь дружить и делиться, потому что многим это даётся тяжело. Идея стихотворения актуальна не только для детей, но и для взрослых.

Стихотворение написано от первого лица единственного числа. Лирическая героиня –первоклассница. Её возраст легко определить, ведь она рассказывает, что учится читать по букварю. Для девочки это особенное событие, ведь она думает, что теперь стала взрослой. Лирическая героиня собирается подарить свои игрушки Сереже. В тексте не сказано, это брат или друг.

Девочка начинает размышлять, что будет дарить. Деревянную посуду она пока не собирается отдавать, хромой заяц ей тоже нужен. Медведя героиня дарить не хочет, потому что он измазан. Она задумалась, отдать ли плохой, без колеса паровоз. Поток размышлений прерывается мыслью о том, что девочке нужно тоже поиграть хотя бы полчаса. В конце стихотворения она повторяет, что выросла, что ей теперь не до игрушек, но и Сереже она ничего не подарит.


После прочтения произведения понимаем, что его название «Я выросла» имеет иронический оттенок. Лирическая героиня уверенна, что она теперь взрослая, на самом деле, она не доросла ещё даже до умения делиться и не задаваться.

Стихотворение состоит из пяти катренов. Строки объединены перекрестной и смежной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу стихотворение условно делится на три части: рассказ девочки о том, что она учится по букварю и намерена подарить свои игрушки; размышления героини о том, что она будет дарить; вывод девочки, что она ничего не подарит. Первый и последний катрены – своеобразное смысловое и формальное обрамление, созданное посредством рефрена: «Мне теперь не до игрушек – я учусь по букварю».

Стихотворение Агнии Барто «Я выросла» не изобилует художественными средствами. Тем не менее, тропы сделать мысли лирической героини более выразительными. В тексте есть эпитеты: «заяц хромой», «медведь измазан», паровоз «плохой».

Решительность лирической героини подчеркивается при помощи аллитерации. Поэтесса нанизывает слова с согласным «р»: «соберу свои игрушки и Сереже подарю». Эмоции девочки, возникающие во время её размышлений, подчеркиваются при помощи интонации. В тексте есть восклицательная, вопросительная и оборванные синтаксические конструкции.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Стали грамотными»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Девочка чумазая»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Про ленивого Федота»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Первый урок»