Анализ стихотворения Агнии Барто «Первый урок»


Агния Барто прекрасно понимала, сколько переживаний приносят детям первые дни в школе, ведь для маленьких учеников всё ново, они ещё не знают, как им себя вести. Переживания девочки-первоклассницы поэтесса воспроизвела в стихотворении «Первый урок».

Тема анализируемого произведения – рассказ о первых днях девочки в школе. Агния Львовна показывает эмоции и переживания ребёнка, доказывая, что маленькому ученику в период адаптации к новым условиям очень нужна поддержка.

Строки стихотворения «Первый урок» написаны от первого лица единственного числа. Лирическая героиня – девочка лет семи. Девочка рассказывает, что она первый раз на уроке, поэтому растерялась, когда в класс вошла учительница. Героиня не понимает, ей нужно вставать или садиться. Первоклассница пытается встать так, чтобы не стучала парта. Она пытается всё делать правильно, но у неё это получается не всегда. Девочку вызывают к доске, а она поднимает руку. Она волнуется, потому что не понимает, как держать в руке перо.

Потом первоклассница замечает: «Как много школьников у нас!». Её удивляет, что у неё несколько одноклассников с одинаковыми именами и фамилиями: «четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых». В последней строфе лирическая героиня повторяет, что она впервые на уроке. Она пытается сидеть правильно, но ей совсем не сидится.


Стихотворение Агнии Барто «Первый урок» состоит из пяти катренов. Строки в них объединены перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – разностопный ямб. Стихотворение тяжело разделить на смысловые части, ведь оно больше напоминает непрерывный поток мыслей маленькой ученицы во время первого урока. В первом и последнем катренах использован рефрен: «Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица». Повтор строк образует смысловое и формальное обрамление. Оно подсказывает, что лирическая героиня волнуется, но, в то же время, гордится тем, что она ученица.

В анализируемом произведении художественные средства. Они отличаются простотой, ведь стихотворение написано от имени первоклассницы. В тексте есть метафора («чтоб парта не стучала»), эпитет («правильно сижу»), антитеза («вставать или садиться»). В последнем катрене использован фразеологизм «не сидится».

Инструментом для воспроизведения эмоций маленькой школьницы является интонация. Волнения девочки, её сомнения передаются при помощи вопросительного предложения. Восторг и удивление воспроизводятся посредством восклицательной синтаксической конструкции.

В некоторых строках использована аллитерация. Например, волнения девочки передаются при помощи слов с согласным «с» «р»: «Вошла учительница в класс, - вставать или садиться»; «а как перо держать в руке совсем не понимаю».

Стихотворение Агнии Барто «Первый урок» стоит прочитать не только детям, но и взрослым. Маленьким читателям он поможет понять, что все первоклассники волнуются на первом уроке. Взрослым же произведение покажет, как важна для маленьких учеников их поддержка.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Стали грамотными»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Я выросла»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Девочка чумазая»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Про ленивого Федота»