«Антонио Страдивари вздрогнул и поднял голову – в дверях стоял мастер Никколо Амати. – Объясни мне, мой мальчик, что делаешь ты ночью в мастерской?» (по тексту А.А. и Г.А. Вайнеров)


Кого можно назвать гением? С какими добродетелями и врагами встречается на своем пути гений? На эти вопросы отвечают в предложенном для анализа тексте советские и российские писатели А.А. и Г.А. Вайнеры.

Проблема определения природы таланта и гениальности раскрывается через позицию Никколо Амати, мастера, долгие годы создающего скрипки.

Говоря о том, что его ученик Антонио Страдивари может стать гением, герой неслучайно обращает внимание на его «одержимость», выражая мысль о том, что она может помочь в развитии таланта. В разговоре со своим учеником Никколо Амати утверждает, что стать гением может только тот человек, который «отдал всего себя творению своему без остатка». Кроме того, по мнению учителя, гений должен «в разгаре счастья» ощущать «холодок неудовлетворенности», чувствуя, что он «уже вновь возродился для мук и страданий в поиске совершенства». «Муки исканий, страдание неудовлетворенности и стыд бессилия» – это то, что, по наблюдениям Никколо Амати, преследует гениального человека.

Определяющим признаком по-настоящему гениального человека, как отмечает герой, является трудолюбие. Называя это качество главной добродетелью, Никколо Амати обращает внимание ученика Антонио на то, что ей постоянно будут мешать праздность, богатство и слава – главные враги гения, которые будут подстерегать и искушать талантливого человека.


Позиция А.А. и Г.А. Вайнеров сформулирована может быть так: гением можно назвать того, кто отдает творчеству всего себя, кто постоянно ищет в нем совершенство, не боясь мучений и страданий; на своем пути гений встречается с такими врагами, как праздность, богатство и слава, которые хотят помешать главной добродетели гения – трудолюбию.

С авторами текста нельзя не согласиться. Гениальный человек руководствуется не желанием стать знаменитым и богатым, а стремлением творить и создавать что-то новое, оригинальное и необычное, постоянно совершенствуя свои навыки. Обосновать это можно, опираясь на некоторые художественные произведения отечественных писателей.

В повести Н.В. Гоголя «Портрет» выражается мысль о том, кто является гениальным художником, а кто – нет. Чартков, имея «талант, пророчивший многое», в итоге оказался во власти денег и славы, что привело к тому, что он стал обычным ремесленником, работающим над «модными картинками, портретиками за деньги». Гениальным художником становится прежний товарищ Чарткова, который не думал об известности и материальном благополучии, полностью отдавшись развитию своих способностей, уехав в Рим, где он отказался от светского образа жизни и жил отшельником, «все отдавая искусству» и «пренебрегая» всем остальным.

Проблема, отраженная в тексте, поднимается и в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», где Моцарт изображен как настоящий гений, а Сальери – как простой ремесленник. Если для Сальери музыка была средством обретения славы, что было главной его целью, то Моцарт стремился создать действительно стоящее произведение искусства, не ставя славу во главе всего и не имея никаких корыстных целей. Если Моцарт постоянно трудился, совершенствуя свои навыки, то Сальери тратил свое время на сравнение себя с Моцартом, забывая про само творчество.

Таким образом, гением может стать только трудолюбивый человек, который посвящает творчеству всего себя, постоянно совершенствуя свои умения и не подаваясь искушению праздности, богатства и славы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей» (по тексту Солоухина)
  • «Елка Митрича. Был канун Рождества. Сторож переселенческого барака, отставной солдат, с серою, как мышиная шерсть, бородою, по имени Семен Дмитриевич, или попросту Митрич, подошел к жене, хлопотавшей по хозяйству, и весело проговорил: «Ну, баба, какую я штуку надумал!...» (по тексту Телешова)
  • «Лес, мир леса начинается сразу за стенами моего дома. Этот мир пока чужой для меня» (по тексту Онегова)
  • «Свет ночной. Дедушку боялись абсолютно все. Он был директор завода и партийный чиновник» (по тексту Алавидзе)