«Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы. Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город – учитель и воспитатель этого чувства к матери-земле…» (по тексту Пришвина)
Каково значение «трудового опыта»? Он ценится всеми людьми или людьми определенных профессий? На эти вопросы отвечает русский писатель М.М. Пришвин.
Значимость «трудового опыта» – автором затрагивается эта проблема.
Читатель понимает, что рассказчик является писателем, которого на создание художественных произведений во многом вдохновляет наблюдение за трудовой жизнью. Однако рассказчик отмечает, что в путешествиях он заботился не о собирании «материалов для повести», а о «добросовестном изучении местной жизни». То есть перед нами не столько писатель, сколько простой человек, интересующийся окружающей его жизнью. Рассказчик не соглашается с мнением о том, что «трудовой опыт» использовать могут только писатели, он выражает мысль о том, что пользовать им может весь «трудовой народ».
В дополнение к сказанному в тексте выражается мысль о том, что «трудовой опыт» помогает «видеть лицо края», поскольку «наполнить жизнью» изучаемые исследователями места может лишь «сам обитатель этого края». Герой убежден в том, что «трудовой опыт» помогает не только «настоящим краеведам», исходящим из «жизни самого простака», но и людям остальных профессий. В тексте выражена мысль о том, что «ценнейшие материалы» могут «черпать» многие люди.
Авторское мнение может быть сформулировано так: «трудовой опыт» является не только источником вдохновения людей определенных профессий, но и «общим достоянием».
Не разделить позицию М.М. Пришвина сложно. За трудом людей в различных его проявлениях интересно наблюдать, поскольку от него зависит жизнь всего общества. Для доказательства можно обратиться к нескольким литературным произведениям.
Главный герой рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки», от лица которого ведется повествование, не был писателем, он являлся простым помещиком, испытывающим тоску по ушедшему усадебному быту. Но он все равно вдохновлялся «трудовым опытом»: рассказчик с подробностями описывает то, как мещане нанимали мужиков для сбора яблок на продажу, как крестьяне «косили, молотили, спали на гумне в ометах», «вставали вместе с солнцем», «умывались около бочки» и др. В повествовании подчеркивается, что характерным признаком тех мест ранней осенью был запах антоновских яблок, меда и осенней свежести. Именно с помощью описания трудовых будней простых мужиков описывается жизнь в деревне Выселки, откуда был родом рассказчик.
Над тем, что «трудовой опыт» является «общим достоянием», заставляет задуматься рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница». То, что в находящемся «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней» селе Хошутово начали зеленеть шелюговые и сосновые посадки, является заслугой и Марии Никифоровны Нарышкиной, которая, обладая знаниями по «борьбе с песками», обучала жителей песчаному делу, и самих селян, которые «месяц весной и месяц осенью» участвовали в добровольных общественных работах.
Таким образом, «трудовой опыт» интересует всех людей, являясь «общим достоянием».