«В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, – говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки…» (по тексту Чехова)


Каково влияние непосильного труда на людей и их жизнь? Именно данный вопрос возникает при прочтении предложенного для анализа текста русского писателя А.П. Чехова.

Проблема влияния непосильного труда раскрывается через позицию рассказчика.

Герой утверждает, что из-за того, что люди «с раннего утра до потемок гнут спины», думая лишь о «куске хлеба» и «всю жизнь дрожа за голодных и больных детей», они «рано блекнут», «болеют», «рано старятся», «всю жизнь лечатся», «испытывают постоянный страх», «всю жизнь боятся смерти и болезней», «живут хуже животных», «умирают в грязи и в вони».

Рассказчик говорит о том, что из-за «голода, холода, животного страха, массы труда» «о душе подумать» людям становится даже «некогда». Именно то, что тяжелый труд лишает людей возможности вести духовную деятельность, которая, по его мнению, является «единственным, ради чего стоит жить», рассказчик называет «всем ужасом положения».


А.П. Чехов обращает читательское внимание на мысли рассказчика о том, что непосильный труд заставляет людей не жить, а существовать, непрерывно испытывая страх, постоянно думая лишь о том, как прокормить, обогреть и вылечить себя и детей, что он мешает людям вести духовную деятельность.

Такой точке зрения трудно не придерживаться. Когда главной заботой человека является выживание, все его существование наполнено тяжелой работой, у него нет ни времени, ни сил, чтобы развиваться духовно. Для доказательства можно обратиться к нескольким художественным произведениям.

В стихотворении Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» показано, что русская женщина «из сил выбивается», «приподнимая косулю тяжелую», работая в условиях «зноя нестерпимого», когда «солнце нещадно палит», «столб насекомых над ней колыхается, // жалит, щекочет, жужжит». С помощью образа ребенка, которому героиня поет песню, выражается мысль о том, что крестьянки занимаются тяжелым трудом, чтобы прокормить своих детей. Автор подчеркивает, что трудное жизненное положение не позволяло женщинам плакать, печалиться и жаловаться на жизнь, что все их существование было наполнено непрекращающимся трудом, чтобы просто выжить. Важно то, что героине-крестьянке даже «некогда кровь унимать» после того, как она «порезала ноженьку голую». Читатель может задуматься над следующим: о каком духовном развитии может идти речь, если единственное, что могут делать крестьянки, это беспокоиться о своем существовании и жизни детей?

Поднятая в тексте проблема находит отражение в еще одном стихотворении Н.А. Некрасова «Несжатая полоса». Здесь говорится о пахаре, который не смог собрать урожай по причине того, что у него «моченьки нет». Автор обращает внимание на то, что несобранный героем урожай означает голодную смерть для него. Н.А. Некрасов демонстрирует тяжесть жизни крестьян, которые были вынуждены занимать тяжелым трудом, отдавая все свои силы и время, чтобы просто не умереть с голода. В стихотворении показано, что тяжелый труд лишает пахаря здоровья, приближая его к гибели.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что непосильный труд мешает в приобщении к духовной деятельности, заставляя людей думать лишь о том, как прокормиться и выжить.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Анна Павловна, прикрыв одной рукой глаза от солнца, другой указывала сыну попеременно на каждый предмет. – Погляди-ка, – говорила она, – какой красотой бог одел поля наши!..» (по тексту Гончарова)
  • «С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку…» (по тексту Гранина)
  • «Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы. Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город – учитель и воспитатель этого чувства к матери-земле…» (по тексту Пришвина)
  • «Жизнь и смерть – вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами – рождением и смертью…» (по тексту Быкова)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем…» (по тексту Толстого)