«Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем…» (по тексту Толстого)


Как воспринимает человеческое существование большинство людей? Каково должно быть восприятие жизни, чтобы быть счастливым человеком? Эти вопросы волнуют Л.Н. Толстого, автора текста.

Проблема восприятия жизни раскрывается через авторские размышления, основанные на противопоставлении.

В тексте выражена мысль о том, что многие люди воспринимают жизнь как «зло и горе», потому что считают, что она дана для того, чтобы «угодить телу», что человеку, как подчеркивает автор, «не в силах», несмотря на различные старания. Заботясь о том, как «добыть как можно больше всяких радостей, удовольствий, счастья» собственному «телу», многие люди вынуждены постоянно «отнимать друг у друга, бороться, злиться друг на друга», из-за чего они и воспринимают существование как несчастье. Л.Н. Толстой уверен, что такие люди «понимают жизнь не так, как должно».

Автор утверждает, что не жизнь «плохо устроена», а люди «делают не то, что нужно». Чтобы жизнь казалась «благом и радостью, какою она и должна быть», человек должен, по мнению Л.Н. Толстого, «угождать» не телу, а духу, который требует не ненависти и не борьбы с другими людьми, а любви.


Авторская позиция может быть сформулирована так: многие люди, в стремлении «угождать телу» борясь с другими людьми, считают свою жизнь несчастной, не осознавая, что несчастна она из-за их ошибочного восприятия жизни; чтобы быть счастливым, нужно думать о «духе», проявлять любовь к людям, воспринимая жизнь как благо и радость.

Не согласиться с Л.Н. Толстым трудно. Внимание к материальным и другим физически ощутимым ценностям не может принести человеку счастье, лишь любовь к ближним способна сделать человека поистине счастливым. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что теория Родиона Раскольникова рождена наблюдением за нищетой окружающих людей, ощущением собственной бедности, осознанием, что его семье приходится идти на крайние меры, чтобы заработать лишнюю копейку. Раскольникову жизнь кажется несчастной, потому что он считает, что счастье зависит от материальных ценностей. Такое восприятие жизни, по мнению Ф.М. Достоевского, ошибочно, с помощью образа Сонечки Мармеладовой, которая, несмотря на большое количество трудностей на своем жизненном пути, ощущает себя по-настоящему счастливым человеком, автор выражает мысль о том, что счастье заключается в любви к ближнему.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе А.П. Чехова «Студент». В начале повествования показано, что Иван Великопольский думает о страданиях, с которыми приходится сталкиваться русскому народу, и воспринимает жизнь как несчастье, потому что он устал от нищеты и хочет обеспеченного существования. Но когда Иван Великопольский понимает, что материальные ценности – не главное в жизни, и встает на путь духовной жизни, он начинает ощущать искреннюю радость.

Таким образом, стремясь «угодить телу», люди воспринимают человеческое существование неправильно, от этого и становятся несчастными; чтобы жизнь казалась «благом и радостью», нужно думать о духовных ценностях, проявляя любовь к ближнему.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Анна Павловна, прикрыв одной рукой глаза от солнца, другой указывала сыну попеременно на каждый предмет. – Погляди-ка, – говорила она, – какой красотой бог одел поля наши!..» (по тексту Гончарова)
  • «С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку…» (по тексту Гранина)
  • «Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы. Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город – учитель и воспитатель этого чувства к матери-земле…» (по тексту Пришвина)
  • «Жизнь и смерть – вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами – рождением и смертью…» (по тексту Быкова)
  • «В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, – говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки…» (по тексту Чехова)