«Жизнь и смерть – вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами – рождением и смертью…» (по тексту Быкова)


Какое воздействие оказывает война на человеческое сознание? Заканчивается ли это влияние после окончания войны? Эти вопросы волнуют при прочтении текста участвовавшего в Великой Отечественной войне писателя В.В. Быкова.

Автором затрагивается проблема влияния войны на сознание человека.

В тексте выражается мысль о том, что война заставляет людей «познавать жизнь именно в форме жестокой войны, привыкать к ней, не замечать ее постоянно и незримо давящего на сознание пресса, сжиться с ним». Автор говорит о том, что во время войны люди находятся во «власти случайного», что они чувствуют лишь «неопределенность судьбы».

Но размышления В.В. Быкова заставляют задуматься над тем, что люди встречаются с негативными явлениями не только во время войны, но и еще после ее окончания. Неслучайно в тексте возникает образ участника войны, который «до сих пор вскакивает по ночам в холодном поту», вспоминая, как «его догоняли, хотели убить, но промахнулись». Здесь прослеживается мысль о том, что воспоминания о войне всегда будут преследовать ее участника, после ее окончания невозможно забыть то «трудное да кровавое», которое было увидено и прочувствовано на войне.


Авторская позиция может быть сформулирована так: война всегда воздействует на сознание людей, продолжая свое негативное влияние даже после окончания.

Не согласиться с В.В. Быковым невозможно. Участие в войне отрицательно сказывается на мироощущении человека, которое остается и после войны, мешая человеку жить. Для доказательства можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» показано, что Гражданская война заставляла привыкать убивать таких же людей, как и они. Так, сначала Григорий Мелехов не может забыть свое первое убийство, но после уже не считает количество убитых им. Автор подчеркивает, что сознание людей того времени формировалось так, что убить человека было «легше, чем вшу раздавить». Причем участники Гражданской войны, как демонстрирует М.А. Шолохов, привыкают к тому, что лишить жизни знакомого, близкого и родного человека – обыденное явление.

О том, что война негативно воздействует на человеческое сознание даже после окончания, заставляет задуматься повесть Г.А. Сазонова «Суженый». Описывая отношение жителей деревни Чурово к окончанию войны, автор отмечает, что «ликование от долгожданной Победы все равно не заглушало неизбывную горечь», поскольку «потери не обошли всякий дом в Чурове». Читатель понимает, что деревенские жители, олицетворяющие весь советский народ, никогда не смогут начать жить прежней, довоенной жизнью, забыть все тяготы, с которыми им пришлось столкнуться во время военных действий, смириться с утратой родных и близких.

Таким образом, война негативно воздействует на сознание ее участников, заставляя привыкать к жестокости и несправедливости, способствуя утрате человечности, причем отрицательное воздействие войны не прекращается и после ее завершения, поскольку люди никогда не смогут забыть все то, что было, и продолжить прежнюю жизнь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Анна Павловна, прикрыв одной рукой глаза от солнца, другой указывала сыну попеременно на каждый предмет. – Погляди-ка, – говорила она, – какой красотой бог одел поля наши!..» (по тексту Гончарова)
  • «С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку…» (по тексту Гранина)
  • «Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы. Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город – учитель и воспитатель этого чувства к матери-земле…» (по тексту Пришвина)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем…» (по тексту Толстого)
  • «В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, – говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки…» (по тексту Чехова)