«С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку…» (по тексту Гранина)


Что собой представляет гениальность, «может ли человек стать гением» – на эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте советский и российский писатель Д.А. Гранин.

Проблема «выработки» гениальности раскрывается через сравнения автором гения Моцарта и «негения» Сальери.

В тексте выражена мысль о том, что Моцарт – гений по той причине, что он обладает «даром», что он воплощает желания «голоса, который диктует Моцарту божественные созвучия», что «он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством».

Рассуждения о Моцарте противопоставлены рассуждениям о Сальери. Д.А. Гранин отмечает, что обладающий целеустремленностью Сальери «учился у великих, преклонялся перед ними», однако ему так и не удалось «стать творцом», поскольку «способность творить ему не была дана». В тексте выражена следующая мысль: Сальери, «добывая», «вырабатывая» способность творить, ошибался в том, что можно «стать, достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром».


Авторская позиция может быть сформулирована так: стать гениальным лишь благодаря упорному труду невозможно, так как гений дается человеку от природы.

С автором текста нельзя не согласиться. Если человек не обладает гениальностью с рождения, он не сможет стать истинным гением, даже если будет долго и упорно трудиться. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно увидеть отличия гения Мастера и «негения» Ивана Бездомного. Последний работает над произведениями, потому что хочет стать известным автором. То, что Иван Бездомный внимательно слушает замечания Берлиоза относительно его произведения, в котором он показал Бога как реальное лицо, что, по мнению Берлиоза, было большой ошибкой, говорит о том, что Иван Бездомный работает над собой, пытаясь отточить свое мастерство. Но то, что герой в итоге осознает, что его стихи «неприятные», обещает и клянется в том, что больше не будет писать, и становится профессором истории и философии, указывает на то, что никакой труд не способен помочь человеку сделаться гением. С помощью образа Мастера, который без особого труда создает величайшее произведение об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате, которое высоко оценилось самим Воландом, М.А. Булгаков выражает мысль о том, что гением не становятся, а рождаются.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в сказе Н.С. Лескова «Левша». Главный герой не ставил перед собой цель стать великим мастером, его гениальность была дарована ему. Левша отличается даже от двух других тульских мастеров: если те работают над созданием подков, то Левша – над созданием мельчайших гвоздиков для этих подков. Автор выражает мысль о том, что умения Левши, на которого «почивала надежда нации», были даны ему при рождении.

Таким образом, «выработать» гениальность с помощью упорного труда невозможно, потому что она дается человеку от природы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Анна Павловна, прикрыв одной рукой глаза от солнца, другой указывала сыну попеременно на каждый предмет. – Погляди-ка, – говорила она, – какой красотой бог одел поля наши!..» (по тексту Гончарова)
  • «Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы. Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город – учитель и воспитатель этого чувства к матери-земле…» (по тексту Пришвина)
  • «Жизнь и смерть – вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами – рождением и смертью…» (по тексту Быкова)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем…» (по тексту Толстого)
  • «В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, – говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки…» (по тексту Чехова)