9.1. «Формы словесного творчества дают возможность наглядно представить грамматические и лексические богатства речи» - В.В. Виноградов


С высказыванием В.В. Виноградова о том, что формы словесного творчества способствуют наглядному представлению лексических и грамматических богатств речи, нельзя не согласиться.

Авторы художественных произведений в своих текстах, как правило, используют большое количество разнообразных средств выразительности, причем средства эти не только лексического уровня, но и других уровней языка, в частности морфологического и синтаксического, то есть грамматического. Используя в своих художественных произведениях разнообразные тропы, которые являются лексическими средствами выразительности, писатели демонстрируют красоту языка, его смысловую широту, оригинальность и богатство, так как большинство тропов основываются на образности, которая помогает читателю сравнить описываемый предмет с другим явлением. Грамматическое богатство речи подчеркивается тем, что одну и ту же мысль можно выразить совершенно по-разному, так или иначе строя предложение.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту Л.А. Чарской.


Предложение 4 выглядит так: «И вдруг в эту самую минуту Жорж, как ураган, ворвался в комнату и с громкими криками бросился на грудь матери». Сравнение «как ураган» выполняет экспрессивную функцию и вызывает у читателей определенные ассоциации. Автор подчеркивает, что поведение Жоржа было похоже на неуправляемые действия урагана. Сравнение демонстрирует быстроту действий Жоржа и неугомонный характер действий. Кроме сравнения, лексическое богатство в анализируемом предложении демонстрируют и слова «ворвался», «бросился». Автор использует не словосочетание «вошел в комнату», а словосочетание «ворвался в комнату», что помогает выразить чувства мальчика, который понял, что сова Филька пропала. В тексте используется не словосочетание «подбежал к матери», а сочетание слов «бросился на грудь матери», которое экспрессивнее первого варианта. Выбирая определенные выражения среди синонимичных ему, автор показывает богатство русского языка с точки зрения лексики.

Грамматическое богатство можно проследить при помощи предложения 13. Данное предложение является сложным, а ту мысль, которую оно выражает, можно было бы сформулировать и с помощью нескольких простых предложений. В авторском предложении есть два придаточных места с союзом «куда», их можно было бы представить не в виде придаточных, а в виде простых предложений, перед этим опустив союзы времени. Такая вариативность говорит о синонимичности синтаксических конструкций, о том, что одну и ту же мысль можно выразить разными способами с точки зрения грамматики, в чем и заключается ее богатство.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что именно в художественных произведениях наиболее ярко реализуется весь лексический и грамматический потенциал русского языка, именно с помощью различных средств выразительности подтверждается мысль о богатстве русского языка.

С полным текстом Л.А. Чарской можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 24 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Жюли, ведь ты знаешь, что я не виновата. Скажи это. Но Жюли ничего не сказала, повернулась и исчезла за дверью. А меня должны были позорно наказать...» (по тексту Л.А. Чарской)
  • 9.3. Чем опасна месть? (по тексту Л.А. Чарской)