«Грэй жил в своем мире. Он играл один – обыкновенно на задних дворах замка, имевших в старину боевое значение» (по тексту Грина)
Какую роль в жизни человека играет мечта? Может ли она изменить человеческое существование? Эти вопросы возникают при прочтении текста русского писателя А.С. Грина, предложенного для анализа.
Проблема роли мечты в жизни человека раскрывается с помощью образа Артура Грэя.
В тексте показано, что, когда Грэй впервые увидел картину, на которой были изображены море, корабль и капитан, «все намеки его души соединились в одном сильном моменте и стали неукротимым желанием»: в его сознании возникла мечта стать капитаном, и ему казалось, что «никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни».
Как же повлияло на Грэя появление мечты? В начале текста неслучайно говорится о том, что до знакомства с картиной герой играл на задних дворах замка, исследовал норы, сражался с бурьяном и строил крепости из кирпичного лома. С появлением мечты Грэй же начал «рыться в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана». Именно эти конкретные действия, направленные на изучение профессии капитана, во многом помогли ему стать юнгой, отправившись в море на шхуне «Ансельм».
Позиция А.С. Грина может быть сформулирована так: мечта, овладевая мыслями человека, может определить его жизненные ценности и стремления, полностью изменив его жизнь.
С автором текста нельзя не согласиться. Владея мечтой, люди часто делают все возможное, чтобы она воплотилась в реальность, меняя собственную жизнь. Обосновать эту мысль можно, опираясь на художественные произведения отечественных писателей.
В романе В.А. Каверина «Два капитана» раскрывается мечта Сани Григорьева: учась в школе, он понял, что хочет быть летчиком. Чтобы его мечта претворилась в жизнь, Саня Григорьев начал работаться над своими физическими показателями и развивать силу воли, изучать материал о самолетах и летчиках. Автор показывает, что Саня Григорьев не просто мечтал о том, чтобы связать свою жизнь с летным делом, а предпринимал конкретные действия, чтобы приблизиться к реализации желаемого. С помощью мотивирующей его мечты Сане Григорьеву удалось поступить в летную школу, с успехом окончить ее и стать полярным летчиком.
Проблема, нашедшая отражение в тексте, поднимается и в рассказе В.П. Крапивина «Планшет». Валерка мечтал о путешествиях. В свои одиннадцать лет он уже знал, чего хотел в жизни. То, что герой отмечал на географической карте и места, где он уже побывал, что говорит о том, что в столь юном возрасте Валерка уже совершал путешествия, и те места, где он хотел побывать, что говорит о том, что мечта мотивировала Валерку и заставляла его совершать конкретные действия, чтобы желаемое воплотилось в действительность, указывает на то, что в жизни Валерки мечта занимала особо важное место.
Таким образом, когда у человека появляется мечта, которая определяет его жизненные стремления, все его мысли наполнены думами о том, как воплотить ее в реальность, а когда он совершает конкретные действия, его жизнь меняется.