«Слово о малой родине. Те, кому пришлось уехать (по самым разным причинам) с родины (понятно, что я имею в виду так называемую «малую родину»), – а таких много, – невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть» (по тексту Шукшина)


Какие образы возникают в сознании людей, когда они слышат словосочетание «малая родина»? Как ее воспринимает человек, покинувший место, в котором он родился? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте советский писатель В.М. Шукшин.

Проблема восприятия родины раскрывается через авторские размышления.

В предложениях 13-14, которые представлены как вопросно-ответная форма, продемонстрировано желание автора-рассказчика разобраться, имеет ли он, когда-то уехавший с малой родины, право давать ей характеристику «моё». На этот вопрос, который он задавал себя, вероятно, не один раз, автор в итоге отвечает утвердительно. В предложениях 23 и 15 показаны рассуждения рассказчика о том, что родина «живет» в нем, что он «всю жизнь несет родину в душе».

Рассказчик признается, что, когда он слышит название своей малой родины – Алтай, «сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство». Под «моей родиной» автор понимает следующее место: «где я родился и вырос» (предложение 13). Исходя из предложений 18-22, герой воспринимает малую родину не как что-то масштабное, а как то, что связано конкретно с его жизнью, с его детством. Так, думая о малой родине, в его памяти «неизменно» появляется образ полатей, с которыми, как он отмечает, «связана неповторимая пора жизни».


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: место, которое связано с рождением и детством человека, всегда воспринимается им как родина, навсегда остается в его памяти, даже тогда, когда человек давно покинул родные края.

С автором текста нельзя не согласиться. Место, где человек родился и вырос, навсегда остается его малой родиной, и никак иначе человек воспринимать ее не может, даже если уже не живет в этом месте. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе Е.В. Гришковца «80 километров от города» показано, что слово «Родина» для рассказчика тесно связано с домом в деревне Колбиха, который раньше принадлежал его семье. Хоть они однажды и попрощались с этим домом, рассказчик постоянно вспоминает его. Уже повзрослевший герой сам признается: «Я не хотел бы там жить, не смог бы, не могу». Но, несмотря на это, он продолжает называть деревенский дом в Колбихе «нашим».

Проблема, нашедшая отражение в тексте, поднимается и в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина». Малая родина для лирического героя связана с образом матери, которая уже похоронена там, с детством, когда он «плавал за рыбами», садился, «словно ворона веселая», на школьный забор, с такими окружающими его природными явлениями, как тучи, «зеленый простор», «речка туманная», «ивы, река, соловьи», «готовый упасть» гром. Хоть лирический герой и покинул родной край, он чувствует с ним «самую жгучую, самую смертную связь».

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что место, где человек родился и вырос, он всегда воспринимает как малую родину, никогда не забывая о ней.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «С первого утреннего парохода сошла на станичной пристани старая женщина и пошла по береговой дороге» (по тексту Калинина)
  • «Грэй жил в своем мире. Он играл один – обыкновенно на задних дворах замка, имевших в старину боевое значение» (по тексту Грина)
  • «Я помню руки твои… Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете» (по тексту Фадеева)
  • «Так сложилось, что для России литература – точка отсчета, символ веры, идеологический и нравственный фундамент, а писатели и поэты – властители дум, идейные вожди, носители абсолютной истины, кумиры и идолы» (по тексту Вайля, Гениса)