«С первого утреннего парохода сошла на станичной пристани старая женщина и пошла по береговой дороге» (по тексту Калинина)


Чему учит война, которая в сущности является бесчеловечным явлением? Может ли человек приобрести в годы войны какие-нибудь нравственные уроки? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте известный русский и советский писатель А.В. Калинин.

Проблема формирования мировоззрения в годы войны раскрывается с помощью образов сторожа виноградного сада и встреченной им женщины, которые не имеют в повествовании имен, что помогает понять, что через их образы демонстрируются нравственные качества всего советского народа в военные и послевоенные годы.

В тексте показано, что сторож виноградного сада, увидев, что у шедшей по береговой дороге женщины было не так много еды, отдал ей «две большие спелые грозди», которые он срезал с ближайших виноградных кустов. Почему же герой поделился виноградом с незнакомой ему женщиной? Автор объясняет это тем, что старик, который участвовал в войне и даже «через фашистский плен прошел», придерживался того правила, которое он усвоил в те годы: «непременно делиться с людьми тем, чем только мог поделиться».

На то, что по такому правилу жил не только сторож виноградного сада, а весь советский народ, наученный войной особому милосердию, указывает то, что женщина, как это отмечено в предложении 13, даже не удивилась тому, что незнакомец молча положил перед ней виноградные грозди. Становится понятно, что женщина не понаслышке знала, какого это – помогать нуждающимся в военные годы, что она сама жила по такому принципу.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: в годы войны люди ценят не только собственную жизнь, но и жизни окружающих людей, они учатся чувствовать чужую боль, стремясь помочь нуждающимся.

С автором текста нельзя не согласиться. Во время войны народ объединяется с особой силой, понимая боль окружающих людей, не понаслышке зная о военных трудностях, соотечественники стремятся помогать друг другу и всячески поддерживать. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» показано, что собственный опыт позволяет принимающему непосредственное участие в войне Василию Теркину сделать выводы о тяжелом состоянии солдат. Главный герой всячески поддерживает соотечественников, приободряет их, заставляет их верить в победу над врагом. Желая отвлечь окружающих людей от военных трудностей, Василий Теркин играет на гармони и поет, напоминая солдатам о счастливом мирном времени, за которое они и борются.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Получив от немецкого коменданта хлеб и сало, Андрей Соколов даже не раздумывает над тем, как ему поступить: вместо того чтобы в одиночку съесть продукты, он разделяет сало и хлеб на несколько частей, делясь с другими пленными, при этом оставляя себе часть такого же размера, как и у остальных. Андрей Соколов поступает так, потому что знает, что его соотечественники, тоже находящиеся в плену, нуждаются в еде точно так же, как и он.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что война учит людей быть человечными, помогать всем тем, кто нуждается.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Слово о малой родине. Те, кому пришлось уехать (по самым разным причинам) с родины (понятно, что я имею в виду так называемую «малую родину»), – а таких много, – невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть» (по тексту Шукшина)
  • «Грэй жил в своем мире. Он играл один – обыкновенно на задних дворах замка, имевших в старину боевое значение» (по тексту Грина)
  • «Я помню руки твои… Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете» (по тексту Фадеева)
  • «Так сложилось, что для России литература – точка отсчета, символ веры, идеологический и нравственный фундамент, а писатели и поэты – властители дум, идейные вожди, носители абсолютной истины, кумиры и идолы» (по тексту Вайля, Гениса)