Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в комедии Чехова «Вишневый сад»?


Завязкой сюжета пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» является встреча главных героев в имении Раневской, где собираются близкие друг к другу Раневская, Гаев, Аня, Варя, Лопахин, Трофимов. К «случайным» персонажам можно отнести Симеонова-Пищика, Фирса, Шарлотту, Епиходова, Яшу, Дуняшу, прохожего. Чем же объясняется такое обилие «случайных» персонажей в чеховской пьесе?

Без второстепенных персонажей основная сюжетная линия изменилась бы незначительно. Однако их образы помогают как можно шире показать общественную обстановку в российском обществе XX века.

Образ обедневшего и живущего одним днем помещика Симеонова-Пищика, постоянно находящегося в поисках денежных средств, чтобы заплатить проценты, подчеркивает необратимость процесса вымирания «дворянских гнезд». С помощью образа такого же представителя прошлого ярче раскрываются образы Раневской и Гаева, автор показывает, что помещики не приспособлены к самостоятельной жизни, что они привыкли к чужому труду, за счет которого они долгое время и выживали.

Представителем прошлого является и Фирс, который многие годы работал слугой Раневской и Гаева. С помощью данного образа автор показал, что прощаться с прежними общественными принципами и установками тяжело было не только помещикам, привыкшим жить за счет чужой деятельности, но и пожилым слугам, которые, получив свободу после отмены крепостного права, не знали, что можно жить по-другому.


Образы «двадцати двух несчастий» Епиходова и фокусницы и чревовещательницы Шарлотты достаточно комичны, они представлены в роли неких «недотеп». Однако с помощью образов данных персонажей подчеркивается настроение неопределенности, существующее в обществе. Судьба дает Епиходову и Шарлотте различные препятствия, с которыми в итоге пришлось столкнуться и ярким представителям прошлого Раневской и Гаеву.

Образы Яши и Дуняши на самом деле важнее, чем можно предположить. После выкупа вишневого сада, который символизирует разрушение помещичьих устоев и приход к власти капиталистов, жизнь лакея Яши и горничной Дуняши тоже меняется. А.П. Чехов, который оставляет финал пьесы открытым, неслучайно помещает в систему образов Яшу и Дуняшу, показывая, что на смену Лопахина и ему подобных могут прийти именно они, а не Аня и Петя Трофимов как представители возможного лучшего будущего.

И если Симеонова-Пищика, Фирса, Шарлотту, Епиходова, Яшу, Дуняшу можно назвать второстепенными героями, то прохожий является чисто «случайным» персонажей. С помощью данного образа А.П. Чехов подчеркивает неумение помещиков распоряжаться собственными денежными средствами: Раневская дает «слегка пьяному» прохожему золотой, хотя сама находится в долгах, из-за чего ее любимое имение с вишневым садом оказалось на торгах.

Таким образом, обилие «случайных» персонажей в пьесе «Вишневый сад» связано с желанием автора нарисовать широкую картину, отображающую всю российскому обстановку начала XX века.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишнёвого сада? (по комедии Чехова «Вишнёвый сад»)
  • Что дало основание Толстому назвать Чехова «художником жизни»? (по комедии «Вишнёвый сад»)
  • Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей комедии Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя?
  • Какое место в системе образов пьесы занимают Аня и Петя Трофимов? (по комедии Чехова «Вишневый сад»)