Что дало основание Толстому назвать Чехова «художником жизни»? (по комедии «Вишнёвый сад»)


Л.Н. Толстой после смерти А.П. Чехова написал небольшую статью относительно писателя и его творчества. В ней он назвал А.П. Чехова «художником жизни». На примере пьесы «Вишневый сад» докажем, что толстовское утверждение справедливо.

Через историю встретившегося в имении с вишневым садом небольшого количества персонажей раскрывается исторический процесс. Написанная в 1904 году пьеса смогла отразить события в стране, происходящие в начале XX века, когда уже было отменено крепостное право. Лишение Раневской и Гаева имения с вишневым садом, которые были приобретены Лопахиным, – это не исключение, а иллюстрация времени. В драматическом произведении нашла отражение целая Россия, на что указывают слова Пети Трофимова, в которых выражена авторская идея: «Вся Россия наш сад».

Через сюжет лишения имения Раневской и Гаевым А.П. Чехову удалось продемонстрировать процесс вымирания «дворянских гнезд». В основу сюжета легли личные наблюдения драматурга за запущенными усадьбами дворян, которые были не приспособлены к самостоятельной жизни.

Показывая, что имение выкупил на торгах ни кто иной, как Лопахин, автор отражает реальную действительность того времени, когда зарождался и развивался буржуазный класс. Добавляя в систему образов представителей будущего Аню и Петю Трофимова, А.П. Чехову удалось также продемонстрировать осознание российского общества, что приход к власти капиталистов – это не конечный, а промежуточный результат.


Оставляя финал пьесы открытым, не показывая, что будет с Россией дальше, автор отразил существующее в те времена настроение неопределенности и неизвестности. Все это позволяет назвать А.П. Чехова «художником жизни»: он отобразил происходящие в стране события такими, какими они были на самом деле.

Отличительной особенностью пьесы «Вишневый сад» является то, что в ней нет ожесточенного конфликта: Раневская и Гаев как представители прошлого не настроены против представителя настоящего Лопахина, и наоборот. Продажа имения с вишневым садом, символизирующая смену помещичьей России капиталистической Россией, становится единственным ярким событием во всей пьесе. Драматического действия как такового в ней нет. Образы представителей прошлого, настоящего и будущего, а вместе с ними и конфликт «Вишневого сада» раскрываются через бытовые зарисовки, которые выполняют функцию подтекста. Поведение героев в повседневной жизни намного важнее их слов относительно имения с вишневым садом. Особое внимание уделяя повседневному поведению героев, А.П. Чехов отразил обстановку того времени, когда дворяне, уже теряющие власть, ссорили деньгами и ничего не делали для того, чтобы спасти свои умирающие «дворянские гнезда». Помещая в центр быт, автор показывает жизнь такой, какой она была на самом деле: совершенно обыденные явления происходят на фоне общественных изменений.

«Художником жизни» А.П. Чехова можно назвать также по той причине, что он не помещал в пьесу «идеального» персонажа. Каждое действующее лицо имеет как недостатки, так и достоинства, что подчеркивает реалистическое направление пьесы. Как и в реальной жизни, чеховские персонажи имели и положительные, и отрицательные черты.

Таким образом, Л.Н. Толстой справедливо назвал А.П. Чехова «художником жизни» за достоверное изображение российской действительности начала XX века, за бытописание и за использование методов реализма.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишнёвого сада? (по комедии Чехова «Вишнёвый сад»)
  • Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей комедии Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя?
  • Какое место в системе образов пьесы занимают Аня и Петя Трофимов? (по комедии Чехова «Вишневый сад»)
  • Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в комедии Чехова «Вишневый сад»?