Какое место в системе образов пьесы занимают Аня и Петя Трофимов? (по комедии Чехова «Вишневый сад»)


В написанной А.П. Чеховым комедии «Вишневый сад» временной организации уделяется особое внимание. В драматическом произведении, в котором показана смена людей прошлого людьми настоящего, особое место занимают образы Раневской и Гаева, а также Лопахина. Какое же место в системе образов занимают Аня и Петя Трофимов?

В пьесе действующие лица представляют три времени: прошлое, настоящее и будущее. Именно будущее представлено образами Ани и Пети Трофимова.

Обращаясь к матери, Аня успокаивает ее: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Это говорит о том, что представители будущего не поддерживают желание Лопахина-капиталиста вырубить вишневый сад. Но в то же время они не борются с желанием Лопахина вырубить сад для сдачи дач. Представители будущее равнодушно относятся к вишневому саду, который является образом-символом времени «царствования» Раневских и Гаевых. Аня признается, что больше не любит вишневый сад так, как любила его раньше. Обращение Пети Трофимова к Раневской выглядит так: «Продано ли сегодня имение, или не продано – не все ли равно? С ним давно уже покончено». Герои спокойно относятся к продаже имения, так как они осознают, что это – обязательный шаг для развития России, поскольку помещичьи порядки уже устарели. Вишневый сад воспринимается Аней и Петей как пережиток прошлого.


Беседуя с Аней, Петя выражает собственное видение: «Надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним». А.П. Чехов показывает, что представители будущего негативно относятся к вырубке Лопахиным вишневого сада, однако они понимают, что без этого построить лучшее будущее невозможно. Петя утверждает, что он «предчувствует счастье». В его словах видна уверенность в том, что общество идет вперед.

Хотя «вечный студент» Петя Трофимов на протяжении повествования лишь рассуждает о лучшем будущем, не предпринимая при этом никаких действий, он все равно является представителем того будущего, к которому стремился автор. Своими призывающими и вдохновляющими речами Петя заставляет Аню думать об общественных изменениях. На Аню надеется автор пьесы.

А.П. Чехов выражает надежду на то, что в будущем будут «царствовать» Аня Раневская и Петя Трофимов. Однако в самой пьесе показана только смена людей прошлого людьми настоящего, о смене людей настоящего людьми будущего в повествовании нет и речи. Это говорит о том, что финал в пьесе остается открытым. Автор не показывает, каким будет будущее. Аня и Трофимов находятся «на краю обрыва». Неизвестно, сможет ли Аня «насадить новый сад» и привести Россию к лучшему будущему или она будет, как и Петя Трофимов, только говорить о лучшем будущем, ничего при этом не делая для его создания. О неизвестности будущего говорят и образы самовлюбленных и эгоистичных Яши и Дуняши, которые также могут забрать власть в свои руки. А.П. Чехов выражает надежду на то, что будущее будет за Аней и Петей Трофимовым, однако он не говорит о том, что так будет на самом деле. Он выражает мысль о том, что только от деятельности самих Ани и Пети будет зависеть, смогут они повести за собой людей или это сделают безнравственные Яша и Дуняша.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишнёвого сада? (по комедии Чехова «Вишнёвый сад»)
  • Что дало основание Толстому назвать Чехова «художником жизни»? (по комедии «Вишнёвый сад»)
  • Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей комедии Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя?
  • Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в комедии Чехова «Вишневый сад»?