Черты какого литературного направления доминируют в драматургии Грибоедова? (по комедии «Горе от ума»)


«Горе от ума» сочетает в себе признаки нескольких литературных направлений. Здесь наблюдаются черты и классицизма, и романтизма, и реализма. Но черты какого направления все же доминируют?

Яркой чертой классицизма является принцип 3-ех единств, который частично наблюдается и в грибоедовской комедии: все действие происходит в доме Фамусовых, оно охватывает 24 часа. Еще одной чертой классицизма является наличие так называемых «говорящих фамилий».

Яркой романтической чертой является одиночество Чацкого, который оказывается непонятым «фамусовским обществом». Среди действующих лиц Чацкий является единственным представителем «века нынешнего», который мировоззренчески противостоит целому «веку минувшему». Любовь Чацкого к Софье невзаимна. В комедии наблюдаются мотивы путешествия и изгнанничества. Финал комедии трагичен, так как Чацкому не удается изменить общество к лучшему, он уезжает из дома Фамусовых без победы.


Однако доминируют все же черты реалистического литературного направления. Само содержание, в отличие от классицистической формы и романтических мотивов, является именно реалистичным. А.С. Грибоедов поднимает важные общественные проблемы, главным конфликтом является социальный, несмотря на внешний любовный конфликт. Уже здесь наблюдается отход от принципа единства действия, так как любовный конфликт, который открывает комедию, является не единственным. Сюжетная линия, связанная с противоборством «века минувшего» и «века нынешнего», становится центральной. Драматург рисует широкую картину московского барства, изображает быт и нравы целого сословия. Его главной целью становится разоблачить пороки современного ему общества. В «Горе от ума» отобразилась российская действительность 1820-х годов.

Героев грибоедовской комедии нельзя разделить на положительных и отрицательных, что было свойственно классицизму. Представители «века минувшего» – носители пороков, однако у каждого из них есть некоторые положительные черты. Например, Фамусов корыстолюбив, он живет в соответствии с предрассудками прошлого, он выступает против образования, однако он представлен как любящий отец. Чацкого также нельзя назвать исключительно положительным персонажем, неслучайно А. С. Пушкин негативно отозвался о данном персонаже, отметив, что умные люди не будут «метать бисер перед Репетиловыми». Характеры персонажей «Горя от ума» не однобоки, они разносторонни, что помогает приблизить их к реальным людям, которые имеют как достоинства, так и недостатки.

Финал комедии также не похож на финал классицистического произведения: порок оказывается ненаказанным, наоборот, Чацкий, оклеветанный сумасшедшим, уезжает из дома Фамусовых. Фактически финал драматического произведения остается открытым, так как развязки социального конфликта не наблюдается.

Таким образом, черты реализма в грибоедовской комедии доминируют над чертами классицизма и романтизма.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Ставит ли Грибоедов перед читателями вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов? (по комедии «Горе от ума»)
  • Способы выражения авторской позиции в драматургии (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Согласны ли вы с утверждением Грибоедова, что «в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека», и почему? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Кого — Чацкого или Софью — и почему вы считаете главным действующим лицом комедии Грибоедова «Горе от ума»?