Герои, испытывающие сомнения в русской литературе


В центре повествования многих художественных произведений отечественных писателей находятся герои, испытывающие сомнения. Такие герои находятся в центре повествования романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особенно ярко показаны сомнения центрального персонажа Григория Мелехова в политической сфере жизнедеятельности. Когда начинаются военные и революционные события, которые затрагивают всю страну, Григорий Мелехов не может оставаться в стороне. Сначала выступая на стороне царской власти, с началом Гражданской войны Григорий Мелехов переходит на сторону большевиков, в которых он затем разочаровывается, вставая против Красной Армии, на сторону которых он вскоре переходит вновь. М.А. Шолохов демонстрирует, что Григорий Мелехов постоянно «мечется», не может выбрать, на какой стороне находиться. Он тяготится тем, что постоянно меняет свои решения, в то время как другие участники событий в стране имеют «свои, прямые дороги, свои концы». Переход от одной противоборствующей стороны к другой и наоборот говорит о внутреннем конфликте, о невозможности принять конечное решение. Главного героя охватывают сомнения, он не может ответить на вопрос «Кто прав?». В романе-эпопее продемонстрировано, что Григорий Мелехов не может выбрать сторону по той причине, что он не знает, на какой стороне находится правда.


В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показан конфликт между убеждениями центрального персонажа Евгения Базарова и реальной жизнью. По убеждениям являясь нигилистом, который отрицает все общепринятые нормы и ценности, включая и любовь, Базаров в итоге влюбляется в Одинцову. Любовь породила внутренние сомнения. Базаров пытается противиться любовным чувствам, однако не может сделать этого. Попытки отвергнуть собственное внутреннее начало говорят о сомнениях Базарова, чей нигилизм столкнулся с реальной действительностью. Из-за осознания происходящих с ним изменений Базаров не может не смотреть на мир уже по-другому.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» продемонстрированы сомнения главного героя Родиона Раскольникова, придумавшего теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Желая проверить собственную теорию, Раскольников хочет убить старуху-процентщицу, которая, по его делению людей, должна являться «тварью дрожащей», однако Раскольников идет на убийство не самоуверенно, он долго размышляет, действительно ли нужно убивать старуху-процентщицу. Сомнения не оставляют Раскольникова после преступления, наоборот, они становятся еще выразительнее: он постепенно осознает ошибочность собственной теории.

В «Тихом Доне», в «Отцах и детях» и в «Преступлении и наказании» продемонстрированы совершенно разные сомнения, которые испытывают центральные персонажи. Сомнения Мелехова, Базарова и Раскольникова индивидуальны, однако все герои вступают в конфликт с самими собой. Но если Мелехов не может находиться в гармонии с самим собой из-за внешних обстоятельств, так как он вынужден участвовать в военных событиях, которые требуют определенного выбора, сделать который Мелехов просто не может, то Базаров и Раскольников вступают в конфликт с собой из-за своих теорий: Базаров пытается убедить себя в правильности нигилизма, а Раскольников пытается проверить свою теорию, делящую людей на два класса. Все три персонажа не могут существовать нормально, их жизни наполнены мучительными противоречиями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои, попадающие в чуждый дня них мир в русской литературе
  • Лирические отступления в русской литературе
  • Произведения с кольцевой композицией в русской литературе
  • Произведения, в которых используется прийом «рассказ в рассказе» в русской литературе