Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетается «реализм, трезвый и ясный» с «самой необузданной игрой воображения»?


В сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (например, в «Диком помещике», «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудром пискаре») сочетается «реализм, трезвый и ясный» с «самой необузданной игрой воображения». Это связано с тем, что сатирик в своих художественных произведениях поднимает реальные проблемы современного ему общества, используя фантастические сюжеты и образы.

В сказке «Дикий помещик» в основе самого сюжета лежит фантастическое событие: крестьяне по молитве исчезают с находящихся «в некотором царстве, в некотором государстве» земель помещика Урус-Кучум-Кильдибаева, который в свою очередь дичает, становясь похожим на медведя. В повествовании показано, что помещик перестает разговаривать и понимать человеческую речь, начинает передвигаться на четвереньках и питаться зайцами, даже заводит знакомство с умеющим разговаривать медведем, который намного умнее глупого помещика. С помощью фантастического исчезновения крестьян с земель глупого помещика М. Е. Салтыков-Щедрин выражает мысль о том, что жизнь помещиков невозможна без деятельности крестьянства. Через фантастическое одичание помещика выражается мысль о том, что без простого народа помещики будут деградировать. Показывая притеснения крестьян со стороны помещика, автор демонстрирует тяжелые взаимоотношения между двумя социальными классами. Сатирик поднимает важные проблемы современного ему общества. Реалистичность сказки подчеркивается наличием примет современной автору действительности: помещик, крестьяне, капитан-исправник, подать, повинность, гранпасьянс, пулька, театр, газета «Весть», Чебоксары, Варнавино.


В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» неожиданное появление двух генералов на необитаемом острове также является фантастичным элементом. Автор показывает, что без мужика генералы не могут выжить, несмотря на то что на острове полно еды. Но присутствуют в сказке и приметы реальной действительности: так, читатель узнает, что генералы живут в Петербурге. М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует современные ему реалии: генералы не умеют выживать самостоятельно, они не знают, что такое труд, они привыкли, что за них все делают другие люди. Генералы умеют только приказывать и следить за выполнением поручений, они умеют только требовать и наказывать крестьян, даже если те делают все необходимое. То, что мужик изготавливает веревку, с помощью которой его привязывают к дереву, чтобы он не сбежал, говорит о нескольких проблемах: жестокое отношение к крестьянам, которые в глазах вышестоящих представлены как рабы, и покорность простого народа, привыкшего мириться с несправедливостями и постоянно трудиться ради блага тех, кто их притесняет.

Сочетание реалистического и фантастического наблюдается и в сказке «Премудрый пискарь», где неслучайно говорится о том, что пискарь был «умеренно-либеральным». Через образ пискаря, который целых сто лет прожил, постоянно «дрожа» и никуда не выходя из своей норы, переживая за то, что он может лишиться жизни, демонстрируется серая и безликая масса людей, которая тратит свою жизнь на боязнь, трусливо проживая свои бессмысленные дни и годы.

Таким образом, М.Е. Салтыков-Щедрин, используя в своих сказках фантастические сюжеты и образы, смог отразить современную ему действительность, подняв актуальные для того времени проблемы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Можно ли утверждать, что добро в сказках Салтыкова-Щедрина побеждает зло, и почему?
  • Прием художественного преувеличения в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина (по сказкам «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь» и др.)
  • Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетаются комическое и трагическое?
  • Авторское отношение к героям в сказках Салтыкова-Щедрина (по одному-двум произведениям)