Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?


Принято считать, что Н.В. Гоголь планировал написать три тома поэмы «Мертвые души», в которых бы, подобно «Божественной комедии» Данте, отразились «ад», «чистилище» и «рай». В первом томе, который полностью сохранился, отражен «ад» российской действительности. Здесь внимание уделяется обличению пороков современного ему общества. О нравственном возрождении в данном томе явно не говорится, автор только намечает данную проблематику.

Известно, что перед своей смертью Н.В. Гоголь дал своеобразный совет: «Будьте не мертвые, а живые души». Писатель не отрицал возможности возродиться, только он считал, что на это способны лишь те, кто готов к изменениям к лучшему. Без нравственного возрождения людей невозможны общественные изменения к лучшему, начинать, по мнению автора, нужно с людей, а не со всего общества.

Казалось бы, как автор поэмы, в которой обличаются многочисленные пороки, в которой изображен «ад» российской действительности, в которой каждый последующий помещик изображен как более безнравственный человек, чем предыдущий, выразил надежду на изменения? Читатель задается вопросом: есть ли в поэме «Мертвые души» такая надежда или автор считал изменить российскую действительность к лучшему невозможным?


Н.В. Гоголь, изображая порочность и бездуховное общество, где происходит «омертвление» душ физически еще живых людей, где люди отличаются друг от друга только степенью «омертвления», показывает, что первыми шагами к лучшему будущему является избавление от таких качеств, которыми обладают Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Постепенно уводя читателя от пока еще безобидного Манилова к «прорехе человечества» Плюшкину, автор выражает мысль о том, что люди должны избавляться от такого образа жизни, который ведут все помещики, вне зависимости от степени их «омертвления». В обществе страшны не только Плюшкины, но и Маниловы, и Чичиковы, поскольку они, проходя путь «омертвления» души, меняют общество к худшему. Все жуткие картины, изображенные Н.В. Гоголем в первом томе, – это то, от чего автор призывает избавиться. Встать на путь изменений автор призывал через обратное: через демонстрацию самого ужасного, что есть в обществе.

Символизирующий всю Россию образ «птицы-тройки», которая «несется» вперед, хоть автор и не знает, в каком направлении, завершает всю поэму, намекая читателю, что «ад» завершится, что так называемое «чистилище» впереди, а за ним совсем недалеко и «рай».

Проблема нравственного возрождения более ярко раскрывается во втором томе, который сохранился не полностью. Здесь выделяются образы помещика Костанжогло, с помощью которого выражается мысль о любви к крестьянству и о необходимости добросовестного труда, «миллионщика» Муразова, с помощью которого автором проповедуется необходимость честности и бескорыстности, и безымянного князя, с помощью которого подчеркивается любовь к Родине. Именно эти персонажи, по мнению Н.В. Гоголя, являются теми, кто намечают пути возрождения России.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в поэме Гоголя «Мертвые души» сочетаются «видимый миру смех и незримые … слезы»?
  • «Русь, куда ж несешься ты?..» (по поэме Гоголя «Мертвые души»)
  • В чем символический смысл образа дороги в поэме Гоголя «Мертвые души»?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что все герои поэмы Гоголя «Мёртвые души» - мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства»?