В чем символический смысл образа дороги в поэме Гоголя «Мертвые души»?


В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» довольно важное место занимает образ дороги, который имеет весьма символический смысл.

Образ дороги можно наблюдать как в самом начале повествования, так и в финале произведения. Тем самым автор обращает читательское внимание на то, что этот образ важен в понимании идеи произведения.

Центральный персонаж Чичиков на протяжении всего повествования находится в пути, то посещая помещиков, то заезжая в губернский город NN. Получается, что с образом дороги связано все повествование. Кроме того, дорога, по которое едет Чичиков, имея своей целью купить души умерших крестьян, символизирует его жизненный путь. То, зачем Чичиков посещает то одного, то другого помещика, также аморально и незаконно, как и вся его деятельность с детства. На своем пути Чичиков сталкивается с различными трудностями и неожиданностями, к некоторым помещикам он попадает совершенно случайно или без подготовки. Но то, что Чичикову удается либо добиться своих целей, либо хотя бы выйти чистым из сложившихся ситуаций, говорит о свойственной ему по жизни способности приспосабливаться к окружающим обстоятельствам.


Образ дороги важен не только для сюжетной линии и раскрытия образа Чичикова, но и для понимания лирических отступлений. Рассуждения автора-повествователя о дороге связаны с размышлениями о пути развития России. Сначала рассуждая о «птице-тройке», писатель задается вопросом: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?». Получается, что «несущаяся» по дороге «птица-тройка» символизирует всю Россию. Сравнивая ее с «птицей-тройкой», Н.В. Гоголь подчеркивает неизвестность пути России: она «несется» в неизвестном направлении, и будущее ее непонятно.

Сюжетное построение, при котором Чичиков перемещается от одного помещика к другому, постепенно переходя от «беспочвенного мечтателя» до «прорехи на человечестве», помогает обличить современную действительность. Автор выражает мысль о том, что на данный момент Русь «несется» в пропасть, где физически живые люди внутренне мертвы, самостоятельно обрекающие себя на бесцельное существование. Образы помещиков помогают увидеть, что пока Россия идет по пути «омертвления» души. И образ Чичикова, который имеет много общего с безнравственными помещиками, которого сам автор называет «подлецом», которым он является на самом деле, подтверждает данную мысль.

Однако завершается первый том «Мертвых душ» лирическим отступлением о «птице-тройке», которое выражает авторскую надежду на то, что Россия встанет на истинный путь и будет идти к лучшему будущему. Лишь в финале первого тома, в котором Н.В. Гоголь планировал изобразить «ад» российской действительности, выражается мысль о возможности возрождения, чему должны были посвящены второй и третий тома поэмы. Писатель был уверен, что «мертвые» души могут стать «живыми», если они действительно этого захотят. Автор верил в Россию и ее благополучное будущее, поэтому образ дороги символизировал способность к возрождению и выражал надежду на лучшее будущее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в поэме Гоголя «Мертвые души» сочетаются «видимый миру смех и незримые … слезы»?
  • «Русь, куда ж несешься ты?..» (по поэме Гоголя «Мертвые души»)
  • Согласны ли Вы с утверждением, что все герои поэмы Гоголя «Мёртвые души» - мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства»?
  • Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?