Образы крестьянок в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей раскрываются образы крестьянок. К таким произведениям относятся поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Н.А. Некрасов демонстрирует тяжелую судьбу крестьянки Корчагиной Матрены Тимофеевны. Демонстрация тяжелой судьбы происходит благодаря противопоставлению: мнение окружающих людей относительно жизни Матрены Тимофеевны и ее собственное отношение к своей жизни. Автор наделяет героиню словом, чтобы она лично сказала, проста или трудна ее жизнь. Окружающие люди считают Матрену Тимофеевну счастливой женщиной, поскольку она вышла замуж за любимого человека и ей удалось спасти мужа от рекрутчины. Однако сама героиня счастливой себя не считает, как не считает счастливыми и других крестьянок: «Не дело – между бабами // Счастливую искать!..». Матрена Тимофеевна рассказывает о тяжелой жизни в семье мужа, где она чувствовала себя несвободной. Из-за постоянного физического труда и душевных страданий Матрена Тимофеевна чувствует себя нездоровой. На протяжении своей жизни она сталкивалась с голодом, с несправедливостью по отношению к ней. Но самое большое несчастье для героини-матери была смерть сына Демушки. Матрена Тимофеевна не соглашается с мнением о том, что ей «на Руси жить хорошо»: «Ключи от счастья женского // От нашей вольной волюшки // Заброшены, потеряны // У Бога самого!».


В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» особое место занимает образ Еремеевны, крепостной крестьянки, которая «с рабским подобострастием» прослужила в доме Простаковых уже 40 лет. Еремеевна любит Митрофанушку, за которым она ухаживает с самого детства. Однако взамен от Митрофана она получает лишь ругательства и грубости. Такое же презрительное отношение к Еремеевне наблюдается и у госпожи Простаковой, главы семейства Простаковых. За свою работу Еремеевна получает очень мало денег, никогда не получая слов благодарности. Еремеевна терпит оскорбления в свой адрес и даже избиения. Она признается, что получает «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Д.И. Фонвизин показывает, что Еремеевна постоянно трудится, но ее труд никогда не ценится, что она, несмотря на усердное отношение к работе, получает лишь негативные эмоции от службы в доме тиранов и самодуров Простаковых.

Главной героиней повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является крестьянка Лиза. С ее образом связано несколько проблем: социальная, так как Лизе с раннего возраста приходится каждый день трудиться, чтобы обеспечить себя и свою больную маму; любовная, так как Лиза сталкивается с предательством любимого человека. Любовная линия так или иначе связана с социальной проблематикой, поскольку Лиза, будучи крестьянкой, влюбилась в дворянина Эраста, что в те времена было непозволительно. Пусть Эраст разлюбил Лизу, но ведь жениться он собирается на той, которую он тоже не любит. Почему же Эраст хочет жениться не на Лизе, а на богатой вдове? Н.М. Карамзин показывает, что социальное положение девушки имело значение для Эраста и для других людей того времени. В повести показано, что крестьянка, которая, по выражению автора, тоже «любить умеет», из-за социальной несправедливости теряет возможность быть рядом с любимым человеком, предательство которого толкнуло ее на самоубийство.

Несмотря на то, что в «Кому на Руси жить хорошо», «Недоросле» и «Бедной Лизе» описываются разные проблемы, с которыми столкнулись героини, образы Матрены Тимофеевны, Еремеевны и Лизы можно объединить тем, что они все сталкиваются с общественными несправедливостями, связанными с крепостным правом. Жизни этих трех крестьянок нельзя назвать счастливыми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Жизнь крепостных людей в русской литературе
  • Образы купцов в русской литературе
  • Жизнь труженника-крестьянина в русской литературе
  • Образ «маленького человека» в русской литературе