Деспотические характеры, образы самодуров в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей наблюдаются образы самодуров, раскрываются деспотические характеры. К числу таких произведений относятся драма А.Н. Островского «Гроза», комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», роман А.С. Пушкина «Дубровский».

Деспотичными самодурами в драме «Гроза» являются Кабаниха и Дикой. Члены семьи Дикого боятся его, они постоянно пытаются угодить ему. В повествовании герою дается характеристика «воин», которая подчеркивает то, что Дикой любит «воевать» со своими родными и близкими. «Воюет» Дикой и со своими слугами, которые не получают жалования, зато получают унижения. Жители города Калинова уважительно относятся к Дикому и Кабанихе не по той причине, что они действительно уважают их, а по той причине, что они их боятся. Кабаниха старается показать себя перед другими жителями города с лучшей стороны, однако все вокруг знают о том, что Кабаниха не дает членам своей семьи самостоятельно принимать решения и вообще иметь собственное мнение. Кабаниха тиранит Катерину и, как отмечает Тихон, доводит ее до самоубийства. Кабаниха и Дикой – пример самодурства со всей его жестокостью и дикостью.

Деспотами-самодурами в комедии «Недоросль» являются госпожа Простакова и Скотинин. Будучи помещиками, они жестоко обращаются со своими слугами, не считая их даже за людей. Человеческие жизни для Скотинина, в отличие от жизней свиней, ничего не значат. Скотское отношение к слугам свойственно не только герою с «говорящей фамилией» Скотинину, но и Простаковой, урожденной Скотининой. Простакова и Скотинин, пользуясь своим положением в обществе, живут за счет труда крестьян, считая, что во всех ситуациях виноваты слуги, и стараясь забрать у них все, что только можно. Крепостные получают не только оскорбления в свой адрес, но и побои. Даже в разговоре с Правдиным самодуры уверены, что они поступают правильно, что они имеют право применять по отношению к своим слугам физическую силу.


Яркой общей чертой между «Недорослем» и «Грозой» является то, что самодуры находятся в родственных отношениях: госпожа Простакова и Скотинин, как и Кабаниха и Дикой, являются братом и сестрой. Во многом это определяет мысль о том, что самодурство – это результат воспитания.

В романе «Дубровский» ярким деспотическим характером обладает Троекуров. Слуги привыкли подчиняться Кириле Петровичу из-за боязни, а сам Троекуров привык к тому, что ему все подчиняются. Кирила Петрович равнодушен к судьбам своих крестьян, он лишь пользуется их деятельностью, не задумываясь об их чувствах. Троекуров поступает как тиран и по отношению к собственной дочери, которая была вынуждена выйти замуж за князя Верейского, и к своему другу, который, потеряв имение из-за действий Троекурова, умер.

А.Н. Островский, Д.И. Фонвизин и А.С. Пушкин демонстрируют, что самодуры считают себя главными в обществе, что они привыкли к тому, что все окружающие люди подчиняются им и никогда не бунтуют против них. Почти все деспоты из приведенных произведений думают лишь о собственном существовании, не задумываясь о чувствах других людей, включая и близких. Самодурам из всех трех произведений характерно пользование своим положением ради корыстных целей, жестокое обращение к слугам и осознание своей вседозволенности. Герои-деспоты привыкли к безнаказанности, поэтому их действия становится более грубыми и жестокими с каждым днем. И если госпожа Простакова проявляет любовь к сыну Митрофанушке, то Кабаниха, Дикой и Троекуров проявляют жестокость не только к слугам, но и к членам своей семьи и к близким людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «лишнего человека» в русской литературе
  • Образы «униженных и оскорбленных» в русской литературе
  • Образы «дна» человеческой жизни в русской литературе
  • Образы героев, связанных с народной культурой в русской литературе