Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Кульминационным событием, наиболее ярко отражающим столкновение представителей «века минувшего» и Чацкого как представителя «века нынешнего», является то, что все собравшиеся в доме Фамусова верят пущенному Софьей слуху о том, что Чацкий – сумасшедший.

Каждый поверивший слухам видит «безумие» Чацкого в разных проявлениях. Господин N, с которым разговаривала о Чацком Софья, воспринимает ее слова с явно ироническим смыслом с полной серьезностью. Общаясь с Г. D., Загорецкий с уверенностью заявляет, что он «знает, помнит, слышал» о безумстве Чацкого, хотя он не мог об этом ничего знать, так как слух был пущен совсем недавно. Он утверждает, что Чацкого «в безумные упрятал дядя-плут», что его поймали, отправили в «желтый дом», где посадили «на цепь». Через какое-то время Загорецкий, общаясь с бабушкой Хрюминой, указывает уже на другие условия сумасшествия главного героя: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

Каждый персонаж доказывает самому себе и остальным в доме Фамусова, что Чацкий сошел с ума. Внучка Хрюмина, узнав от Загорецкого о сумасшествии Чацкого, утверждает: «Представьте, я заметила сама»; затем она утверждает, что видела безумство Чацкого «из глаз»; также она указала на то, что Чацкий ее «модисткой изволил величать». Хлестова считает признаком сумасшествия Чацкого то, что он «начал хохотать», когда она что-то сказала. Молчалин аргументирует безумие Чацкого тем, что он «отсоветовал в Москве служить в Архивах». Наталье Дмитриевне показалось странным то, что Чацкий посоветовал ее мужу «жить в деревне».


Хлестова предполагает, что сумасшествие главного героя связано с тем, что он «пил не по летам». Это предположение подхватывается окружающими и уже становится не предположением, а утверждением: «О! верно…», «Без сомненья». Количество якобы выпитого Чацким с каждым разом увеличивается: «Шампанское стаканами тянул», «Бутылками-с, и пребольшими», «Нет-с, бочками сороковыми». Фамусов называет совершенно другую причину сумасшествия Чацкого: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина». Княгиня Тугоуховская утверждает, что Чацкий – якобинец, с которым говорить опасно.

А.С. Грибоедов демонстрирует, что представителям фамусовского общества не важно то, как проявляется безумие Чацкого и по каким причинам оно появилось, им важно доказать всем вокруг факт того, что Чацкий – сумасшедший. Для этого они придумывают признаки сумасшествия главного героя, с каждым разом делая их более масштабными и менее реалистичными.

Поведение Чацкого необычно, поэтому оно вызывает у фамусовского общества удивление и уверенность в его безумии. Хлестова не привыкла к тому, что люди «хохочут», когда она говорит, поэтому для нее такое поведение – признак сумасшествия. Внучку Хрюмину никогда не называли модисткой, поэтому эти слова, произнесенные Чацким, воспринялись ею как доказательства его безумия. Молчалина удивил совет служить в Архивах, поскольку до этого ему никто такого не советовал. По той же причине удивилась и Наталья Дмитриевна, мужу которой Чацкий посоветовал деревенскую жизнь. А.С. Грибоедов показывает, что непривычное для представителей «века минувшего» поведение Чацкого стало причиной, почему все собравшиеся в доме Фамусова поверили в сумасшествие Чацкого.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в раскрытии образа Фамусова играют монологи героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Идеалы и иллюзии Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Какую функцию выполняют внесюжетные и внесценические персонажи в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  • Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)