С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра? (по поэме «Двенадцать»)


В системе образов поэмы А.А. Блока «Двенадцать» выделяется Петруха, который убил Катьку. Имя данного персонажа весьма символично. Почему же автор дает одному из «двенадцати» такое имя?

Количество красногвардейцев, которое подчеркнуто и в названии поэмы, уже отсылает читателя к евангельским мотивам. Герой блоковского произведения имеет то же имя, что и апостол Петр, только имя Петрухи вульгаризированное. А.А. Блок дает красноармейцу имя апостола Христа с той целью, чтобы подвести читателя к библейской ассоциации, акцентировать внимание на религиозном смысле. Именно Петруха произносит следующую фразу: «Ох, пурга какая, Спасе!».

Как и двенадцать апостолов Христа, двенадцать красногвардейцев представляют новый мир. И те, и другие имели собственную идеологию, которую проповедовали, находясь в пути. Двенадцать красногвардейцев являются своеобразными «апостолами нового мира» или «апостолами революции». Вместо «креста» и «имени святого» «двенадцать» А.А. Блока идут с «винтовочками стальными» и штыками. Эти «апостолы революции» способны и готовы к кровопролитию, к разрушению «старого мира» посредством оружия.


По сюжету поэмы Петруха из ревности к Катьке целится в Ваньку, с которым та проводила время, но вместо него убивает саму Катьку. Убийством человека Петруха нарушает одну из главных заповедей Бога. Здесь прослеживается аналогия с библейским образом апостола Петра, который трижды отрекся от Иисуса Христа.

И апостол Петр, и блоковский Петруха совершают грехи. Но как они реагируют на совершение этих грехов? Если апостол Петр, отрекшись от Иисуса Христа, вспомнил слова своего Учителя и раскаялся в своем поступке, то блоковский Петруха пытается раскаяться («Лишь у бедного убийцы // Не видать совсем лица...»: «Ох, товарищи, родные, // Эту девку я любил... // Ночки черные, хмельные // С этой девкой проводил...»), но его товарищи, так называемые «апостолы революции», успокаивают его и даже злятся на него, говоря о том, что произошедшее – не повод для жалости и рассуждений. Устыженному одиннадцатью товарищами Петрухе кажется, что его страдания неуместны, он поступает так, как ему советуют красногвардейцы, чтобы заглушить собственные угрызения совести. Успокоения товарищей подействовали на Петруху так, что он понял ненужность совести в «новом мире», за который они борются. Попытки обратиться к Богу, предпринятые Петрухой, не венчаются успехом, и он, как и другие красногвардейцы, отворачивается от Бога: «Он головку вскидывает, // Он опять повеселел... // Эх, Эх! // Позабавиться не грех! // Запирайте етажи, // Нынче будут грабежи! // Отмыкайте погреба – // Гуляет нынче голытьба!».

Объединяет блоковского Петруху и евангельского апостола Петра то, что они оба продолжают свой начальный путь. Апостол Петр раскаивается и продолжает библейский путь, в то время как блоковский Петруха даже после убийства, которое первоначально заставило его почувствовать угрызения совести, не отрекся от красногвардейского движения и от «революционного шага».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Из каких созвучий складывается «музыка революции» в поэме Блока «Двенадцать»?
  • Какова роль числа 12 в символике поэмы Блока «Двенадцать»?
  • Какое развитие в поэме Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?
  • Какой предстаёт революционная Россия в поэме Блока «Двенадцать»?