Тема добра и зла в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме добра и зла. Данная тема находит отражение в стихотворении А.А. Фета «Добро и зло», в стихотворении В.А. Жуковского «Море» и в стихотворении А.С. Пушкина «Ангел».

В стихотворении А.А. Фета говорится о том, что «два мира властвуют от века, два равноправных бытия». Здесь выражается мысль о том, что конфликт добра и зла вечен, что две эти силы имеют равные права в отношении к влиянию на человека. Автор не отрицает того, что отличить добро от зла сложно, однако он призывает читателей всегда стремиться к этому различению, чтобы никогда не совершать злых поступков. А.А. Фет выражает мысль о том, что человек должен стремиться к добру, несмотря на то что зло постоянно пытается овладеть человеком. Только отдавшемуся добру человеку, как отмечает автор, «мир свои раскроет блага».

В стихотворении В.А. Жуковского «безмолвное море, лазурное море», которое тянется к «далекому, светлому небу», противопоставлено «темным тучам», которые пытаются отнять у моря «ясное небо». Автор показывает, что море, «когда же сбираются темные тучи», начинает борьбу с ними: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». В.А. Жуковский демонстрирует торжество добра над злом: «И мгла исчезает, и тучи уходят».


В стихотворении А.С. Пушкина продемонстрированы две силы: «ангел нежный», находящийся в «дверях эдема», и «демон мрачный и мятежный», который «над адской бездною летал». Автор, показывая, что «дух отрицанья, дух сомненья», глядя на «духа чистого», впервые почувствовал «жар невольный умиленья», подчеркивает способность демона двигаться от зла к добру. До этого отрицающий все вокруг демон просит у ангела прощение и признается, что он «не все в небе ненавидел» и «не все в мире презирал». Демон перестает быть исключительным представителем зла, в его душе происходят изменения. А.С. Пушкин демонстрирует победу добра над злом.

И А.А. Фет, и В.А. Жуковский, и А.С. Пушкин поднимают в своих лирических произведениях проблему добра и зла. Однако каждый поэт по-разному разрешает конфликт между этими силами. Если у В.А. Жуковского добро побеждает зло с помощью силы, борясь с ним, то у А.С. Пушкина победа добра над злом происходит без физической силы: ангел воздействует на демона, заставляя его по-другому взглянуть на мир и открыть истины добра, с помощью своего «сияния» и чистоты. Если в пушкинском «Ангеле» конфликт между добром и злом фактически разрешается, так как демон отказывается от зла, то в «Море» В.А. Жуковского показана победа добра над злом только в конкретной ситуации: «темные тучи» так и будут «сбираться», чтобы «отнять ясное небо», следовательно, противостояние «темных туч» и «лазурного моря» будет вечным. А.А. Фет и вовсе подчеркивает вечный характер борьбы добра и зла, так как они «два равноправных бытия», которые «властвуют» от века к веку.

Но несмотря на различия в изображении конфликта и его разрешения, авторы всех трех лирических произведений находятся на стороне добра, призывая и читателей быть на этой стороне, несмотря на все трудности противостояния злу. А.С. Пушкин показывает: если даже демону удалось познать добро, поставив под сомнение свои прежние взгляды на жизнь, то человеку это тоже удастся. А.А. Фет призывает читателей стараться всегда совершать только добрые поступки, отказавшись от зла, поскольку только в этом случае «мир свои раскроет блага». В.А. Жуковский показывает, что «лазурное море» любуется небом и «дрожит за него», поэтому оно всегда будет бороться с «темными тучами» и «враждебной мглой».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема детства в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) дороги (пути) в произведениях русских поэтов
  • Тема дружбы в произведениях русских поэтов
  • Тема дуэли в произведениях русских поэтов