Тема (образ) дороги (пути) в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к образам дороги и пути. Данные образы находят отражение в стихотворениях «Зимняя дорога» и «Телега жизни» А.С. Пушкина и в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Лирического героя стихотворения «Зимняя дорога» совершенно не радует его поездка, он называет зимнюю дорогу «скучной». Лирический герой обращает свое внимание лишь на то, как луна «льет печально свет» на «печальные поляны», и на то, что «колокольчик однозвучный утомительно гремит». Лирический герой говорит о том, что вокруг него нет «ни огня, ни черной хаты», что рядом с ним только «глушь и снег» да «версты полосаты». Настроение скуки и грусти по однотипной, лишенной разнообразия дороге подчеркивает утомительную жизнь: лирического героя фактически ничего не радует и уже ничего не удивляет. В середине стихотворения настроение меняется: лирический герой думает о том, как он возвратится к своей «милой» и «забудется у камина». Однако эти размышления вновь сменяются настроением тоски, на что указывает то, что окружающая обстановка в дороге уморила даже ямщика, который до этого пел песни. Лирический герой, оставшийся в одиночестве, приходит к следующему выводу: «путь мой скучен».


В стихотворении с символичным названием «Телега жизни» вся человеческая жизнь образно сравнивается с одной поездкой на телеге. Лирический герой на протяжении всего повествования находится в пути, здесь выражается мысль о том, что жизнь идет и ее нельзя остановить. По мнению автора, жизнь человека также мимолетна и краткосрочна, как и поездка на телеге. Демонстрируя изменение настроения и внутреннего состояние лирического героя в ходе поездки, А.С. Пушкин демонстрирует изменение отношения человека к жизни в ходе своего существования. Описание утра, когда «телега на ходу легка», когда человек, «презирая лень и негу», просит ямщика ехать быстрее, становится символом молодости человека, когда он радуется жизни. Описание полдня, когда «нет уж той отваги», когда человеку становится «страшней» и он просит ямщика ехать «полегче», символизирует середину жизни человека, когда он более рационально и трезво оценивает окружающую действительность и собственное существование. Описание вечера, когда человек уже привыкает к по-прежнему катящейся телеге, является символом старости человека, когда он уже равнодушен к своему существованию и находится в ожидании неотвратимой смерти. Смерть в стихотворении символизирует образ ночлега, к которому телега не может не прибыть.

Уже в начальной строке стихотворения М.Ю. Лермонтова появляется образ дороги: «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой, оказавшись на дороге, видит «кремнистый путь». Этот путь символизирует сложную, полную испытаний жизнь. Поэтому неудивительно, что лирическому герою «так больно и так трудно»: он терзается как от жизненных испытаний, так и от предчувствий испытаний. Лирический герой выходит на дорогу один, что подчеркивает его одиночество на протяжении всего жизненного пути.

Таким образом, и А.С. Пушкин в двух стихотворениях, и М.Ю. Лермонтов используют образ дороги неслучайно, в каждом стихотворении он носит исключительный смысл. Образ дороги для обоих поэтов так или иначе связан с пониманием человеческой жизни. Если в «Зимней дороге» говорится о скучном жизненном пути, то в «Выхожу один я на дорогу» – о тяжелом жизненном пути. В «Телеге жизни» путь и вовсе символизирует человеческую жизнь: время от рождения человека до его смерти сравнивается со временем дороги на телеге. Стоит отметить, что во всех трех стихотворениях наблюдается настроение печали, грусти, тоски.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема детства в произведениях русских поэтов
  • Тема добра и зла в произведениях русских поэтов
  • Тема дружбы в произведениях русских поэтов
  • Тема дуэли в произведениях русских поэтов