«Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались…» (по тексту Чехова)


В чем заключается хорошее воспитание? Почему человек нуждается в нем? Относительно этих вопросов рассуждает русский писатель А.П. Чехов.

Автор обращает внимание на проблему значимости воспитания, раскрывая ее через письмо рассказчика к брату-писателю.

Рассказчик рассуждает над тем, что хорошее воспитание – это не столько «прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста», сколько уважать человеческую личность и чужую собственность, не лгать, не рисоваться перед другими, не пускать пыли, не уничижать себя ради сочувствия, быть вежливым, чистосердечным, сострадательным, мягким, уступчивым, снисходительным, неболтливым и др.

Для чего же нужен этот «беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля», чтобы стать воспитанным человеком? А.П. Чехов отвечает на эти вопросы. Во-первых, невоспитанность – это человеческий недостаток, с которым нужно бороться. Во-вторых, только воспитание поможет «чувствовать себя в своей тарелке» среди интеллигентного общества, «не быть чужим» там и «самому не тяготиться» им.


Авторскую позицию можно сформулировать так: заниматься собственным воспитанием, долго и упорно работая над своими нравственными качествами и поведением, нужно для того, чтобы быть частью интеллигентного общества, наслаждаясь, а не тяготясь им.

С автором текста трудно не согласиться. Быть принятым достойными людьми и чувствовать себя среди них комфортно может далеко не каждый человек, а только обладающим хорошим воспитанием, которое можно получить только долгой и упорной работой над собой. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие отечественные писатели.

В написанной Д.И. Фонвизиным комедии «Недоросль» показано, что госпожа Простакова нанимает своему сыну Митрофанушке учителей, считая, что получение образования поможет ему оказаться в высших кругах общества. Однако потакание лени и безответственности Митрофана, совет «хоть для виду поучиться» говорит о том, что госпожа Простакова нисколько не занимается истинным воспитанием сына. Не имея никаких нравственных начал, не работая над собой, Митрофанушка никогда не сможет быть частью образованного общества. Он не только окажется не принятым людьми, подобными Стародуму, Правдину, Софье и Милону, но и сам будет тяготиться общением с ними, кардинально отличающимися от него, чьи речи он даже не сможет понять.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Вера Павловна Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов тяготились нахождением рядом со «старыми людьми», живущими предрассудками прошлого. Чтобы быть частью «новых людей», отличающихся способностью к самоанализу и оценке окружающей действительности, они постоянно занимались саморазвитием, получали новые знания, развивали в себе положительные нравственные качества. Работа над собой способствовала тому, что Розальская, Кирсанов и Лопухов не ощущали себя «лишними» среди «новых» людей.

Таким образом, получать хорошее воспитание нужно для того, чтобы не испытывать сложностей в общении с интеллигентными людьми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело»…» (по тексту Лескова)
  • «В дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле: дома, деревья – тряслось, выло, плакало, скука вливалась в мастерскую волною, тяжкой, как свинец, давила людей, умерщвляя в них всё живое…» (по тексту Горького)
  • «Сто двадцать пять лет – очень немного на весах истинного искусства. За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак…» (по тексту Грина)
  • «В тот день с утра раннего первый турист припожаловал: трое мужиков да с ними две бабёночки. Местный лесник Егор Полушкин этих мужиков по мастям сразу распределил: сивый, лысый да плешивый…» (по тексту Васильева)