«Учитель. Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе» (по тексту Яковлева)


Какие навыки должен развивать учитель? Можно ли сухое изложение учебного материала назвать педагогической деятельностью? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте писатель Ю.Я. Яковлев.

Проблема сущности педагогической деятельности раскрывается с помощью образа Учителя, который обучал рассказчика-школьника.

В повествовании подчеркивается, что учебную информацию Учитель давал интересно, привлекая внимание учеников с помощью занимательных и любопытных фактов. На это указывает то, что информацию о сильном урагане Учитель преподнес школьникам фразой «Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек». Рассказчик, отмечая, что в глазах Учителя то «извергались вулканы», то «сползали ледники», то «обрушивались дожди… из лягушек», обращает внимание на то, что ученикам действительно было интересно слушать рассказы Учителя. Педагогическая деятельность героя заключалась в том, чтобы «постепенно открывать неведомый мир», поворачивать, казалось бы, «обычные вещи» «такой неожиданной гранью», чтобы они обретали «новые значения».

Но в тексте выражается и другая мысль: учитель должен преподавать школьникам важные жизненные уроки. Рассказчик неслучайно повествует о том, как однажды, когда он рассказал ребятам о том, что видел вожатую Аллу в кино с «рослым десятиклассником», Учитель научил его тому, что разглашать чужие тайны – «подло», как в другой раз, когда на глазах у понравившейся девочки его ударил «верзила из старшего класса», Учитель сказал о необходимости стоять за себя, не давая в обиду.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: учитель должен не только давать ученикам предметные знания, но и формировать у них нравственные ценности.

С автором текста нельзя не согласиться. Педагогическая деятельность заключается в выполнении не только образовательной, но и воспитательной функции. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» показано, что учительница Лидия Михайловна смогла заинтересовать рассказчика-школьника французским языком, который раньше казался ему скучным. Но больше всего рассказчиком ценилось то, что Лидия Михайловна, игрой в «замеряшки» пожертвовав собственной карьерой ради того, чтобы материально помочь ему в трудное голодное послевоенное время, преподала ему уроки доброты и милосердия, которые он запомнил на всю жизнь.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Молодой преподаватель географии Сергей Анатольевич заинтересовывает учеников коррекционного 7 «Е» класса своим предметом с помощью экскурсии в музей почвоведения имени Докучаева. Но больше всего Сергей Анатольевич выделяется тем, что многому учит «ешек» с точки зрения нравственности, проявляя к ним неравнодушие и заботу.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что сущность педагогической деятельности заключена в том, чтобы не только давать школьникам знания по предмету, но и воспитывать в них нравственные качества, преподавая жизненно важные уроки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Дай жизнь своим берегам. Женщина увидела Мудреца, проходившего мимо ее двора, и пригласила отдохнуть под сенью орехового дерева» (по тексту Амонашвили)
  • «В туннеле артезианского колодца. Мой проводник зажег свечу. Перед нами зияло черное отверстие подземной штольни» (по тексту Гиляровского)
  • «Часто, говоря о культуре, подразумевают в первую очередь произведения искусства: статуи, архитектурные ансамбли, литературные памятники» (по материалам энциклопедии для детей «Общество»)
  • «Шинель без хлястика. Была вечеринка. Мать хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей: парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников» (по тексту Астафьева)