«Учитель. Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе» (по тексту Яковлева)
Какие навыки должен развивать учитель? Можно ли сухое изложение учебного материала назвать педагогической деятельностью? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте писатель Ю.Я. Яковлев.
Проблема сущности педагогической деятельности раскрывается с помощью образа Учителя, который обучал рассказчика-школьника.
В повествовании подчеркивается, что учебную информацию Учитель давал интересно, привлекая внимание учеников с помощью занимательных и любопытных фактов. На это указывает то, что информацию о сильном урагане Учитель преподнес школьникам фразой «Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек». Рассказчик, отмечая, что в глазах Учителя то «извергались вулканы», то «сползали ледники», то «обрушивались дожди… из лягушек», обращает внимание на то, что ученикам действительно было интересно слушать рассказы Учителя. Педагогическая деятельность героя заключалась в том, чтобы «постепенно открывать неведомый мир», поворачивать, казалось бы, «обычные вещи» «такой неожиданной гранью», чтобы они обретали «новые значения».
Но в тексте выражается и другая мысль: учитель должен преподавать школьникам важные жизненные уроки. Рассказчик неслучайно повествует о том, как однажды, когда он рассказал ребятам о том, что видел вожатую Аллу в кино с «рослым десятиклассником», Учитель научил его тому, что разглашать чужие тайны – «подло», как в другой раз, когда на глазах у понравившейся девочки его ударил «верзила из старшего класса», Учитель сказал о необходимости стоять за себя, не давая в обиду.
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: учитель должен не только давать ученикам предметные знания, но и формировать у них нравственные ценности.
С автором текста нельзя не согласиться. Педагогическая деятельность заключается в выполнении не только образовательной, но и воспитательной функции. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» показано, что учительница Лидия Михайловна смогла заинтересовать рассказчика-школьника французским языком, который раньше казался ему скучным. Но больше всего рассказчиком ценилось то, что Лидия Михайловна, игрой в «замеряшки» пожертвовав собственной карьерой ради того, чтобы материально помочь ему в трудное голодное послевоенное время, преподала ему уроки доброты и милосердия, которые он запомнил на всю жизнь.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Молодой преподаватель географии Сергей Анатольевич заинтересовывает учеников коррекционного 7 «Е» класса своим предметом с помощью экскурсии в музей почвоведения имени Докучаева. Но больше всего Сергей Анатольевич выделяется тем, что многому учит «ешек» с точки зрения нравственности, проявляя к ним неравнодушие и заботу.
Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что сущность педагогической деятельности заключена в том, чтобы не только давать школьникам знания по предмету, но и воспитывать в них нравственные качества, преподавая жизненно важные уроки.