«Удивительная работа – воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине…» (по тексту Олеши)


Как происходит рождение воспоминаний? Легко ли точно определить закономерности их возникновения? На эти вопросы отвечает русский советский писатель Ю.К. Олеша.

Через рассуждения рассказчика и через демонстрацию его воспоминаний из детства автором раскрывается проблема осмысления особенностей памяти.

Философски размышляя о воспоминаниях, рассказчик приходит к выводам о том, что вспоминает тот или иной момент жизни человек «по совершенно неизвестной причине», что «участие воли здесь исключено». Герой убежден: если человек попросит себя о чем-нибудь вспомнить, то перед ним появится «нечто совершенно непредвиденное», поскольку воспоминания «появляются как им угодно».

Мысль о непредвиденности воспоминаний выражается в тексте и по-другому: ставший свидетелем Первой мировой войны рассказчик, думая о появлении первых танков, о первых сбросах аэропланами бомб, о горящих Вердене и Реймском соборе, вспоминает свои детские, отличающиеся легкомысленностью и беспечностью желания – «купить велосипед и совершить на нем поездку по Европе», которые ему так и не удалось осуществить из-за происходящих вокруг событий.


Авторская позиция может быть сформулирована так: человек не может точно определить закономерность рождения воспоминаний, поскольку их возникновение непроизвольное, независимое от человеческой воли.

С Ю.К. Олешей можно только согласиться. События прошлого предстают в человеческом сознании внезапно, как бы сами собой. Наблюдая за реальной действительностью, может непроизвольно воссоздать в памяти какое-то событие из прошлого. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие отечественные и зарубежные писатели.

В рассказе Д.А. Гранина «У окна» показано, что взрослый мужчина, наблюдая за стоящим у окна поезда мальчиком, тут же вспоминает собственные детские годы, когда он так же рассматривал все, что было видно в окне поезда, и представлял себя путешественником, охотником, медведем или журавлем. Воспоминания героя-рассказчика возникли случайно, они появились не по его воле, а из-за внешних обстоятельств – из-за наблюдений за мальчиком, поведение которого напомнило рассказчику его собственное поведение в детстве.

Проблема, поднятая Ю.К. Олешей, раскрывается и в романе Э.М. Ремарка «Три товарища». Центральный персонаж Роберт Локамп и рад бы не вспоминать о жестоких и несчастных событиях во времена участия в Первой мировой войне, однако он не может остановить поток своих воспоминаний даже в мирное время, поскольку они возникают внезапно, вне зависимости от воли героя. Например, находясь на отдыхе со своей возлюбленной Патрицией Хольман, Роберт Локамп вспоминает, как он и его сослуживцы купались в море, будто находясь в «перерыве между смертью и смертью».

Таким образом, логику происхождения воспоминаний со всей точностью осознать человеку невозможно, так как их рождение непроизвольно, независимо от человеческих желаний.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Он упал на заборонованную мякоть огородной земли, не добежав всего каких-нибудь десяти шагов до иссечённого осколками белого домика с разрушенной черепичной крышей – вчерашнего «ориентира три»…» (по тексту Быкова)
  • «В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться…» (по тексту Достоевского)
  • «Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший молча толкать людей плечом так, что они отлетали от него мячиками, – этот молчаливый озорник отвёл меня однажды в угол за конюшню и предложил мне: – Лексей, научи меня книгу читать, я тебе полтину дам, а не научишь – бить буду, со света сживу, ей-богу, вот – крещусь!…» (по тексту Горького)
  • «Мама и Серёжа долго спорили. – Все наши знакомые дамы так сделали, – говорила мама. – И я так сделаю…» (по тексту Сологуба)