«Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший молча толкать людей плечом так, что они отлетали от него мячиками, – этот молчаливый озорник отвёл меня однажды в угол за конюшню и предложил мне: – Лексей, научи меня книгу читать, я тебе полтину дам, а не научишь – бить буду, со света сживу, ей-богу, вот – крещусь!…» (по тексту Горького)


Нужно ли проявлять внимание к окружающим людям? Оно приносит пользу исключительно тому, к кому отнеслись неравнодушно, или и самому человеку тоже? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский и советский писатель М. Горький.

Через взаимоотношения рассказчика и Василия Рыбакова раскрывается проблема проявления внимания к человеку.

Отозвавшись на странную «просьбу» Рыбакова научить его читать, рассказчик принес ему пользу: спустя пять недель обучения Василий уже смог прочитать свой первый текст, что очень порадовало его. В тексте выражается мысль о том, что рассказчик помог Рыбакову не только «облегчить жизнь», но и «осветить смысл жизни».

Но автор подчеркивает, что опыт взаимодействия с Василием принес пользу и самому рассказчику: видя «густую, тяжелую радость» Рыбакова, его «детское милое недоумение перед тайной, вскрывшейся перед ним, тайной усвоения посредством маленьких черных знаков чужой мысли и речи, чужой души», рассказчик осознал ценность чтения, с помощью которого происходит «духовное слияние человека с великими умами всех времен и народов».


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: проявляя внимание к окружающим, человек не только помогает другим, давая им надежду на лучшее, но и сам духовно обогащается, приходя к важным жизненным истинам.

С автором текста нельзя не согласиться. Когда человек проявляет неравнодушие, внимание, отзывчивость и заботу по отношению к другому человеку, он делает хорошо двум людям: и тому, кто получил от него поддержку и помощь, и самому себе, поскольку он получает возможность задуматься над многими вопросами, касающимися человеческого существования и окружающего мира. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, что по дороге на службу в Белогорскую крепость Петр Гринев дарит заячий тулуп Емельяну Пугачеву, который помог ему выйти из снежной бури. Выказанная незнакомцу благодарность положительно влияет не только на Пугачева, но и на самого Гринева. Эпизод дарения заячьего тулупа является демонстрацией того, что из недоросля, гоняющего голубей, главный герой начал превращение в человека чести и достоинства, руководящимся отцовским наказом «Береги честь смолоду».

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». То, что Пашка Зорин взял над Юрой Мальковым «полное шефство», когда тот пришел учиться в 7 «Е»-класс, и «проникся всеми его потребностями», говорит о том, что Пашка Зорин был неравнодушен к судьбе своего нового одноклассника, что не могло не помочь Юре Малькову освоиться в новой обстановке. Но проявленное к однокласснику внимание оказало положительное воздействие и на самого Пашку Зорина, который с помощью друга стал меньше материться и драться и лучше учиться.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что внимание к окружающим помогает не только им, которым была оказана помощь и забота, но и самому человеку, поскольку он духовно обогащается.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Он упал на заборонованную мякоть огородной земли, не добежав всего каких-нибудь десяти шагов до иссечённого осколками белого домика с разрушенной черепичной крышей – вчерашнего «ориентира три»…» (по тексту Быкова)
  • «В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться…» (по тексту Достоевского)
  • «Удивительная работа – воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине…» (по тексту Олеши)
  • «Мама и Серёжа долго спорили. – Все наши знакомые дамы так сделали, – говорила мама. – И я так сделаю…» (по тексту Сологуба)