9.2. «В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир...» (по тексту С.Т. Аксакова)


Ближе к финалу текста С.Т. Аксакова звучит важная мысль: «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир...» (предложение 22). Данная фраза подчеркивает роль книги в жизни каждого человека, в особенности ребенка. Рассказчик вспоминает свое детство, когда знакомый его отца Аничкин, узнав о его увлечении чтением, подарил ему книги, которым рассказчик сильно обрадовался. В тексте подчеркивается не только то, что чтение приносило рассказчику удовлетворение, радость и удовольствие, но и то, что чтение расширяло кругозор рассказчика, который из книг узнавал много новой информации об окружающем его мире. То, что раньше было рассказчику неизвестно, стало осознаваться; то, что раньше рассказчика не интересовало, стало интересовать и вызывать любопытство, которое способствует развитию личности и процессу познания и самопознания. Предложенная фраза подчеркивает, что появление в жизни человека книг означает «совершенный переворот», позволяющий по-новому взглянуть на окружающий мир.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к конкретным примерам из предложенного текста.


В предложениях 23-24 говорится о том, что рассказчик, который в детские годы в подарок получил книги, узнал их них много нового: в одной из книг мальчик узнал о молнии, воздухе, облаках, о том, как происходит свет и как образовывается дождь. Здесь приводятся конкретные примеры того, что рассказчик узнал, когда читал книги. В тексте доказывается, что книги действительно способствовали расширению кругозора мальчика. Рассказчик, вспоминая то время, говорит о том, что он на многие природные явления посмотрел по-другому. Если раньше он смотрел на них «бессмысленно», то в момент и после прочтения подаренных книг эти явления, наоборот, получили смысл. Рассказчик подчеркивает, что те природные явления, о которых он прочитал, «стали еще любопытнее». Автор подчеркивает, что книги расширяют кругозор человека.

Повествователь, вспоминая детство, начинает свой рассказ тем, что подаренные Аничкиным книги стали для него «новым наслаждением». Герой признается: чтение «произвело на меня сильнейшее впечатление и много расширило тогдашний круг моих понятий» (предложение 1). Здесь вновь подчеркивается наличие двух функций книг: во-первых, они приносят рассказчику удовольствие и наслаждение от чтения, во-вторых, они способствуют расширению кругозора рассказчика. Повествователь, положительно высказываясь о книгах, выражает тем самым им благодарность. Он понимает, что во многом его знания об окружающем мире были сформированы с помощью подаренных книг, что они выработали у него любопытство и стремление узнавать новое.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что книги, появившиеся в жизни человека, помимо развлекательной функции, выполняют функцию познавательную: из книг человек узнает много новой информации, открывает для себя истины окружающего мира, что переворачивает сознание человека и делает его кругозор намного шире.

С полным текстом С.Т. Аксакова можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 8 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями» - В.Д. Черняк
  • 9.3. Какие открытия помогают нам сделать книги? (по тексту С.Т. Аксакова)