«В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется...» (по тексту Чехова)


В своем тексте А.П. Чехов поднимает проблему деятельного отношения к окружающей действительности.

Раскрытие данной проблемы происходит с помощью двух противоположных мнений, принадлежавших рассказчику и Лиде.

Рассказчик начинает спор с Лидой, высказывая мысли о том, что медицинский пункт в Малоземове совершенно не нужен. Рассказчик уверен в том, что «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки <…> служат только порабощению». Он выражает недовольство тем, что Лида и ей подобные не освобождают народ от «пут», а, наоборот, еще больше порабощают людей, внося в их жизни новые предрассудки и создавая для них новые потребности и новый повод к труду.

Лида имеет совершенно другие взгляды на общественную жизнь. Она уверена в том, что в Малоземове необходим медицинский пункт, из-за отсутствия которого умерла от родов Анна. Лида не согласна с позицией рассказчика, считая, что «нельзя сидеть сложа руки». Лида уверена, что задача любого культурного человека состоит в том, чтобы «служить ближним». Презирая рассуждения рассказчика, Лида в споре с ним с досадой восклицает: «Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь!».


Показывая противоположные точки зрения двух спорящих людей, А.П. Чехов находится на стороне Лиды. Мнение автора можно сформулировать так: активная жизненная позиция заключена в деятельности, когда человек не сидит сложа руки, а пытается хотя бы минимально изменить окружающую действительность к лучшему.

С автором текста трудно не согласиться. Чтобы изменить общество к лучшему, нужно предпринимать какие-то попытки, а не просто сидеть и ждать, пока желаемое само станет реальностью. Такая мысль отражена во многих художественных произведениях отечественных писателей.

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» показано свойственное «новым людям» деятельное отношение к окружающей действительности, которое отсутствовало у «старых людей». Когда мать Веры Розальской Марья Алексеевна была молодой, она видела общественные несправедливости, однако она ничего не делала для того, чтобы бороться с ними, поэтому под воздействием общества она стала жить в соответствии с предрассудками. Вера Розальская же не хотела подчиняться общественным принципам, которые требовали изменений. То, что Вера Розальская смогла отучиться на врача и открыть собственные мастерские, подняв актуальную общественную проблему женской эмансипации, говорит о том, что она совершала действия, направленные на изменение общества к лучшему, а не сидела сложа руки, дожидаясь, пока общество изменится само собой.

Поднятая в тексте проблема поднимается также в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Молодой учитель географии Сергей Анатольевич вступает в конфликт с педагогическим коллективом, высказывая свое мнение о том, что ученики коррекционного класса должны обучаться точно так же, как и другие ученики. Сергей Анатольевич доброжелательно общается с «ешками», устраивает им экскурсию, чего для них раньше не делали, и помогает найти похищенную Стешу, пытаясь тем самым изменить жестокие общественные принципы.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что активная жизненная позиция заключена в стремлении хотя бы минимально изменить общество к лучшему с помощью конкретных действий.

С полным текстом А.П. Чехова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер...» (по тексту Гранина)
  • «Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей...» (по тексту Пришвина)
  • «Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя...» (по тексту Бондарева)
  • «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце...» (по тексту Паустовского)