Анализ баллады Жуковского В.А. «Ивиковы журавли»



Автор и название баллады

Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Ивиковы журавли».

История создания баллады «Ивиковы журавли»

Баллада «Ивиковы журавли» считается художественным переводом произведения немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера. В.А Жуковскому были близки традиции немецкой классической литературы, а традиционный сюжет мести с помощью сил природы гарантировал интерес русских читателей.

В 1813 году Жуковский создает балладу «Ивиковы журавли». Её лирический грустный настрой был обусловлен личной трагедией, которую переживал автор. Василий Андреевич уже очень давно был влюблен в Марию Протасову, собственную племянницу. Однако церковь не разрешала заключать браки между кровными родственниками, к тому же против отношения молодых людей были все родные. В 1813 году Жуковский вновь получил отказ, его душа тосковала, поэтому все свои эмоции он вложил в собственное произведение. Баллада «Ивиковы журавли» была опубликована в 1814 году в «Вестнике Европы».

Жанр, тема, идея, основная мысль баллады «Ивиковы журавли»

«Ивиковы журавли» — это лироэпическая баллада общественно-политического и философского содержания. Жуковский поставил для себя цель — написать произведение по европейскому образцу, но с русским национальным колоритом. Несмотря на то что баллада античного содержания, она включает в себя нравственные мотивы, которые присутствуют в мировоззрении русского человека.

В центре сюжета Ивик, поэт, наперсник Аполлона, который отправился на пир Посейдона. Путь героя пролегал через лес. Неожиданно перед ним возникли разбойники. Они убивают Ивика, а свидетелями становятся лишь пролетающие журавли. Умирая, герой просит птиц «быть свидетелями» его гибели.

Через некоторое время гости на пиру Посейдона узнают страшную весть, они скорбят, но кто убийца, не знают. Центральное место в балладе занимает хор Эринний-мстительниц. В своей песне они обещают отомстить всем, кто совершил преступление. Неожиданно в небе появляется стая журавлей. Убийцы, увидев птиц, боятся, что их настигнет возмездие, и нечаянно выдают себя. Люди услышав их, вытащили из толпы и предали суду. Приговором стала смерть.

Главная тема произведения — преступление и наказание. Люди, совершившие убийство ради наживы, лишили мир талантливого человека, которого многие любили. Но зло не осталась безнаказанным, каждый получил по заслугам.

Еще одна тема — воздействие искусства на человека. В балладе главной сценой является хор Эринний. Эти героини так вживаются в образ, что все вокруг замирают в ужасе. Их лица бескровны, в волосах вьются живые змеи с раздвоенными языками и рядами острых зубов. Хор то издает «дикие» крики, в которых слышится слово «месть», то замолкает, и наступает полная тишина. В результате, потрясенные убийцы не сдерживают своих чувств и выдают себя.

Главная идея баллады состоит в следующем: ни одно преступление не должно остаться безнаказанным, а, чтобы найти убийц, можно использовать любые средства, в том числе искусство.

В этом произведении главной является социально-философская тематика с явно выраженными романтическими чертами. На протяжении всего повествования настроение меняется. Сначала это предчувствие праздника, радость, когда же герой заходит в лес, появляется ощущение тревоги. Сама сцена убийства — отчаяние, что никто не смог помочь, не видел преступников. После известия о смерти певца появляется грусть. Сцена с Эринниями — это крик, желание мести. Появляется жуткое настроение. В финале, когда убийцы найдены, уже слышатся торжественные нотки.


Художественные средства в балладе «Ивиковы журавли»

Центральные образы помогают раскрыть главную идею баллады, дать представление о новом для того времени литературном направлении — романтизме. Действие происходит в лесу и на пиру Посейдона. Первый образ — это главный герой Ивик, человек, имеющий поэтический дар. Он жертва преступников. Именно такие люди становятся добычей для нечестных людей. В его лице общество утратило великого певца, удивительного поэта. Ивик имеет связь с небесами, поэтому его призыв к журавлям не остается незамеченным.

Журавли — символ справедливости. Они появляются в балладе два раза. В начале, когда становятся свидетелями убийства, и второй раз на пиру. Они как мистический знак, торжество справедливости.

Образ Эринний тоже не менее символичен. Эти богини призывают к мести. В их дикой песне заключена важная мысль: наказание настигнет того, кто смог посягнуть на человеческую жизнь.

Эти поэтические образы создаются с помощью выразительных средств. Самые распространенные — эпитеты, помогающие дать характеристику образам. Не менее значительное место занимают метафоры и сравнения.

Ритм баллады Жуковского совпадает с оригиналом. Поэт использовал четырехстопный ямб. Рифмовка уникальна, такое сочетание можно найти только у Жуковского. Строфа состоит из двух четверостиший. При этом в первом четверостишии использованы парные женские и мужские рифмы, а во втором перекрестные.

Для последовательности действий автор использует анафору. Несколько строчек подряд начинаются с союза И.

Композиция баллады «Ивиковы журавли»

Завязка истории начинается с того, что Ивик направляется на пир богов. Он идет через лес, где встречается с разбойниками. Те убивают путника, а свидетелями преступления становятся пролетавшие мимо журавли. Композиция баллады характеризуется динамичностью действий и сосредоточенностью. Событие убийства предваряет основной конфликт. Читатель не видит подробностей происшествия.

Как только людям и богам становится известно о гибели поэта и певца, динамика повествования усиливается. Появляется предконфликтная ситуация. В центре баллады хор Эринний, богинь возмездия. Их песни страшные, мистические. В произведении появляются слова со значением рока. Это «священный», «тайный», «земной», «мертвы лица», «очи впалы». Здесь же появляется мотив обязательного отмщения. Убийцы будут рано или поздно наказаны, им не уйти от страшного суда.

Неожиданное появление журавлей служит развязкой конфликта. Убийцы выдают себя. Этому способствуют не только пролетающие мимо птицы, но и созданная атмосфера ближайшего возмездия. Преступники найдены и осуждены на смерть. Добро восторжествовало над злом благодаря силе искусства. Последняя строчка — это итог данной истории.

Настроение произведение меняется по мере развития сюжета: от тревожного до радостного. Сначала читатели переживают из-за потери талантливого поэта, затем восхищены хором Эринний, и в конце получают удовлетворение от того, что убийцы наказаны.

Поэтическая лексика баллады «Ивиковы журавли»

Баллада характерна тем, что В.А. Жуковский смог соединить сразу несколько лексических пластов. Это общеупотребительная лексика, архаизмы. Устаревшие слова на момент написания произведения были вполне употребляемы. Читая сейчас, мы переносимся в то далекое время, когда щеки назывались ланитами, глаза — это очи. Глаголы имеют непривычную грамматическую форму «зрел», «мнил». Необычная форма у деепричастий и причастий.

В балладе много слов, характерных для мифов. Автор перечисляет древнегреческих героев Посейдона, Гелиоса, Зевеса, Аполлона. Эти антропонимы помогают погрузиться в атмосферу Олимпа. Такая же задача и у топонимов, географических названий. Люди, которые становятся свидетелями разоблачения убийц пришли из разных мест. Это Афины, Спарта, Микия, Азия, Эгейские воды, Фракийские горы.

Поэтический язык сливается с разговорным. Встречаются церковнославянские слова «священный», «ладан», «мщение», старославянские «капище». Множество слов, относящихся к искусству — «амфитеатр», «гимн», «лира».

Произведение В.А. Жуковского насыщено тропами. Самый распространенный — эпитет. Так, певец Ивик наделяется такими качествами «скромный», «вдохновенный», «прекрасный». Убийца, ожидая час расплаты, становится «бледен», «трепетен», «смятенный», «смущенный вид», «склоненный взор». Эриннии приобретают страшный облик мстительниц, автор наделяет их такими эпитетами: «поникшие главы», «тощие руки». Многие эпитеты несут зловещую окраску, предвещают что-то недоброе.

Метафоры у автора делают образы более яркими, насыщенными, меняют их: «хладно внемлет скорби глас», «сверкая взором», «склоненный взор», «блеснула мысль», «в сердца вонзающий боязнь», «гроза души».

Сравнения закрепляет ассоциации у читателя: «шумя, как смутный океан», «движутся, как в бурю лес», «как тень, за вами всюду мы», «как будто свыше откровенье», «как бурная пучина вод».

Литота: «всё тихо: лист не колыхнется».

Аллегоричен образ журавлей, которые воплощают в себе символ справедливости. Эриннии — образ возмездия.


Стилистические фигуры в балладе «Ивиковы журавли»

Чтобы воздействовать на души читателей, В.А. Жуковский использует необычные для русской литературы стилистические фигуры. Традиционной остается инверсия, которая помогает погрузиться в сказку. Обратный порядок слов встречается почти в каждой строфе.

Умолчания необходимы, чтобы придать повествованию таинственность, создать напряжение и заинтересоваться, а что же будет дальше: «Он входит в Посидонов лес…», «Идет заглохшею тропой…», «К Богам и людям он взывает…».

Прямая речь нужна для того, чтобы читатель проникся тем, что происходит в балладе. Это слова Ивика, обращенные к журавлям, крики толпы, пение Эринний. Почти везде используются восклицательные знаки, как бы передавая накал страстей.

Благодаря противопоставлению читатель понимает, где положительные герои, а где отрицательные. Антитеза необходима, чтобы наиболее полно составить общую картину события:

«Блажен, кто незнаком с виною…но вам убийцы горе…», «во глубине лишь сердца зрима, но скрыта от дневных лучей…»

Градация: «И бледен, трепетен, смятенный…».

В балладе «Ивиковы журавли» автор использует повторы, делая акцент на определенном слове. Как правило, оно становится ключевым: «Старцы, мщенья, мщенья…», «О горе, горе…», «Что? Ивик! Всё поколебалось — и имя Ивика помчалось…».

Поэтическая фонетика баллады «Ивиковы журавли»

Музыкальность, напевность повествования передается сочетанием звуков, аллитерацией. Так, в самом начале баллады возникает образ леса, спокойного, наполненного птичьими голосами. Звук «л» передает нежность, умиротворение, надежду на веселье. И вдруг во второй и третье строфе появляется раскатистое «р», предвестник грома, тревоги, ожидание чего-то страшного. Когда Ивик обращается к журавлям, отчетливо слышен звук «з», который передает зов, призыв. А прилет журавлей, вызывающий в убийцах ужас, сопровождается шипящими звуками. Это говорит о том, что скоро произойдет страшное, приближается шепот смерти.

Ассонанс — еще один прием, который использует Жуковский в балладе. Особенно заметен звук «и», в котором слышится протяженность, стон, плач.

Образ лирического героя в балладе «Ивиковы журавли»

Для баллады характерен сюжет, развитие действия, поэтому история ведется от имени рассказчика, созерцателя. В нем смешивается шиллеровское и авторское «Я».

Получаемая информация дается оценочно. Так, Ивик для рассказчика — это талантливый певец, любимый обществом человек, которого убивают разбойники. Поэт слишком утонченная и нежная натура, принадлежащая к миру искусства, поэтому сопротивляться он не умеет.

Вся Греция потрясена этим трагическим событием. Рассказчик как будто сам присутствует с этими людьми. Он видит их бледные лица, слышит крики, призывающие найти и казнить убийц.

Автор уверен, что справедливость обязательно восторжествует, и поможет в этом настоящее искусство.

Литературное направление

В.А. Жуковский считается родоначальником романтизма. Несмотря на то, что «Ивиковы журавли» — это перевод произведения из немецкой литературы, в балладе можно найти черты русского романтизма.

Так, действие происходит в необычном месте. Сначала это густой лес, затем пир Посейдона. Герои произведения не простые люди, а Божества, даже Ивик является «наперсником Аполлона». К тому же присутствующие на празднике это талантливые актеры, певцы, поэты, спортсмены.

Еще одна черта романтизма — чувство тоски, невосполнимой утраты. Участники пира сожалеют о потере, скорбят о случившемся, осознают, что потеряли уникального человека.

Романтическая поэтика Жуковского основана на создании ярких образов. Так, журавли символизируют справедливость, а богини Эриннии месть.

Автор считал, что настоящее искусство соединяет земную и небесную жизнь. Ивик верит в то, что земное преступление обязательно будет замечено наверху, а преступники получат заслуженное наказание.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ баллады Жуковского «Светлана»
  • Анализ баллады Жуковского «Людмила»
  • Анализ баллады Жуковского «Кубок»
  • Анализ баллады Жуковского «Лесной царь»