Анализ баллады Жуковского В.А. «Лесной царь»



Автор и название баллады

Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Лесной царь».

История создания баллады «Лесной царь»

Балладу «Лесной царь» В.А. Жуковский написал в марте 1818 года, в этом же году произведение вышло в печать. За основу поэт взял балладу Гёте «Король эрлов». В ней рассказывалось о лесном царе, который, по датскому преданию, ассоциировал смерть. Именно этот образ приходит к больному мальчику, и ребенок вскоре умирает. Исследователи творчества Гёте расходились во мнении: действительно ли к мальчику пришел лесной царь или это было видение? Жуковский переводит балладу, но адаптирует ее для русского читателя, насыщая образно-выразительными средствами и эмоциями.

Жанр, тема, идея, основная мысль баллады «Лесной царь»

«Лесной царь» — это философская баллада, в которой говорится о судьбе и предопределении. Стихотворное произведение содержит сюжет, насыщено образно-выразительными средствами, вызывает у читателя эмоции, находит отклик в душах людей. Тем не менее, многие литературоведы называют эту балладу нетипичной, так как в ней отсутствует острое развитие сюжета.

Можно сказать, что баллада Жуковского во многом превзошла произведение Гете.

Сюжет баллады рассказывает о событиях, которые происходят ночью в лесу. Отец скачет с больным ребенком сквозь деревья. Мальчик бредит и говорит, что к нему в глаза заглянул лесной царь. Отец возражает сыну, отвечая, что это просто туман. Но тот вновь видит лесного царя. Он обещает малютке богатства, говорит, что тот будет играть с его дочерями. Старик не верит своему ребенку и убеждает его, что это все ему чудится. Тогда мальчик стал задыхаться, он восклицает, что лесной царь догоняет их. Ездок пришпорил коня, но увидел лишь мертвое тело сына.

В произведении поднимается несколько философских тем. Одна из них — тема жизни и смерти. Читатель видит эти два понятия глазами сразу двух героев: мальчика и его отца. Ребенок не боится смерти. Она для него представлена в образе лесного царя, который хочет разлучить его с отцом, поэтому маленький герой сопротивляется. Ему не хочется идти играть с дочками царя, он не ценит даров, которые ему предлагаются. Для отца смерть — это страшное горе. Он понимает, что его сын бредит, а это очень плохо, значит смерть стоит с ним рядом. Он торопится, скорее всего, к доктору, но не успевает.

Еще одна тема, которая есть в балладе — тема борьбы, противостояния злым силам. Так, отец борется с ней взрослыми методами. Он пытается скорее проехать через лес и спасти своего сына от смерти. Мальчик же пытается найти поддержку у родного человека, он несколько раз повторяет, что видит лесного царя, который хочет забрать его с собой. Ребенок всеми силами борется, он не поддается на соблазны, не боится угроз, но проигрывает в этой неравной схватке.

Главная мысль произведения состоит в том, что у каждого человека своя судьба, и изменить ее не получится. Предопределение и рок взаимосвязаны. Как бы ты не боролся с этим, все произойдет так, как было предначертано.

Настроение, которое возникает при прочтении, грустно-тревожное, сопровождаемое отчаянием. Так хочется помочь этому несчастному ребенку, но сделать это не получается.


Художественные средства в балладе «Лесной царь»

Автор создает картину лесного мрачного леса, который наполнен различными образами. Все они делятся на две группы. Первая — это реальные люди, которые держат путь через деревья. Их цель — скорее доскакать до цели, чтобы спасти жизнь мальчику. Вторая группа персонажей — это выдуманные персонажи: царь и его дочери. Они символизируют смерть, потусторонний мир. Лесной царь хочет завладеть душой невинного ребенка.

Отец представлен уже стариком. Ему очень хочется спасти своего сына, но он бессилен. Родной человек, как может, успокаивает своего мальчика. Он прижимает его к себе, говорит успокаивающие слова.

Ребенок тяжело болен и слишком слаб, чтобы противостоять болезни. Его посещают видения. Ему кажется, что рядом с ним лесной царь — воплощение злого духа. Мальчик сильнее прижимается к отцу, надеясь у него найти поддержку и защиту.

Лесной царь — это выдуманный персонаж, которому понравился красивый мальчик, и он хочет заманить его всевозможными забавами и богатствами. Этот герой отличается коварством, хитростью и притворством. Неслучайно он говорит о том, что мальчик красив.

Дочери царя, скорее всего, девочки-подростки, которые выглядывают из-за веток и готовы играть с младенцем.

Эти образы передаются с помощью различных образно-выразительных средств. Самыми распространенными являются метафоры, эпитеты и олицетворения.

Ритм плавный, напевный, стихотворный размер амфибрахий. Рифма парная. Это позволяет выстраивать диалог отца с сыном и показывать действия лесного царя.

Переносы строчек в балладе позволяют создать ощущение живого диалога, подчеркнуть важные ключевые слова в произведении. Звуковые повторы делают язык более выразительным. Например, когда ребенку становится трудно дышать, мы слышим это дыхание, так как автор использует слова с обилием шипящих звуков.

Композиция баллады «Лесной царь»

Одним из ярких признаков русской баллады является ее композиция. Она выстраивается в определенном порядке с использованием всех структурных элементов.

Экспозиция — это предположение читателей, как жили мальчик и его отец до этой поездки.

Завязка: болезнь стала причиной того, что люди отправились в путь ночью через лес.

Развитие действия: путь в лесу, диалог мальчика с отцом, уговоры лесного царя.

Кульминация и развязка объединены: смерть ребенка и горе отца.

Главным в композиции является противопоставление двух миров: реального и фантастического. При этом в настоящем лесу темно и холодно, а у лесного царя — золото, игры и радость. Таким образом, мир лесного царя — это мир иллюзий. Наше воображение и мечта. Реальный мир — это холод и пустота, в нем отсутствуют краски и радость, зато он наполнен теплом и чувствами родного человека. Мальчик не хочет попасть в этот придуманный мир, так как потеряет связь с отцом, его любовь и заботу. В лесу младенец находится на распутье двух миров. Примечательно то, что образы старика и лесного царя похожи. Они оба старики, оба хотят быть рядом с мальчиком. Но кто же выиграет в этом противостоянии? Об этом читатель узнает в последней строфе.

Именно в ней подводится итог. Люди не смогли справиться со своей бедой, но они приложили много сил для этого. Нельзя сдаваться, какой бы сложной ни была ситуация. Пик напряженности в последней строфе достигается с помощью глаголов. Они передают движение. Отец хочет поскорее довезти мальчика, но многоточие останавливает этот поток и завершает печальную историю.

Поэтическая лексика баллады «Лесной царь»

Лексика баллады представлена общеупотребительными словами, архаизмами и церковнославянизмами. Они тесно переплетены между собой, позволяя читателям проникнуться той эпохой, чувствами, которые испытывают герои.

Архаизмы: «чертоги», «перлы», «оробелый», «издрогнув».

Церковнославянизмы: «хладной», «младенец».

Контекстные синонимы помогают узнать больше о героях.

«Это отец — старик — родимый — ездок».

«Мальчик — дитя — младенец — сын молодой».

Вся баллада — это расширенная аллегория, так как ребенок воспринимает свою болезнь как лесного царя, воплощающего смерть. Воображение и реальность так тесно слились, что разделить их практически невозможно.

В произведении множество эпитетов, при этом большинство из них мрачные, передающие трагизм и страх смерти: «темные ветви», «ветлы седые», «хладная мгла».

Есть эпитеты, которые украшают сюжет, показывают фантастический мир в ярком свете: «бирюзовы цветы», «струи жемчужны».

Автор оживляет окружающий мир, наделяет его человеческими качествами. Так, ветер «проснувшись, колыхнул листву», «ветлы седые стоят».

Метафоры делают повествование художественным: «ездок летит», «пленился красотой», «в глаза сверкнул».

В балладе присутствует мистика, она идет с самой первой строфы и заканчивается только тогда, когда ребенок умирает. Это образ лесного царя, смерть, видения.


Стилистические фигуры в балладе «Лесной царь»

Баллада построена на антитезе, противопоставлении живого и мертвого, реального и мистического, яркого и темного. Мир реальный наполнен серыми красками, а мир лесного царя — золотой, жемчужный, лунный.

Заметна градация. Лесной царь постепенно убивает ребенка. Сначала он заглядывает ему в глаза, потом уговаривает, угрожает и наконец забирает с собой в мир смерти.

Инверсия указывает на те слова, которые являются ключевыми. Они переносятся на другую строчку:

«… в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей».

Повторы тоже неотъемлемая часть этой баллады. Несколько раз мальчик повторяет отцу, что лесной царь хочет забрать его. Это говорит о том, что мальчик боится. Старик тоже повторяет одно и то же — ребенку все чудится. Помимо этого, встречаются повторы одних и тех же слов. Так, например, часто слышится обращение «младенец», «Родимый!»

Повтор отцом фразы «О нет!» говорит о том., что он пытается отогнать тяжелые мысли и убедить себя в благоприятном исходе.

Речь героев представлена в диалоге, в котором используется ответно-вопросная форма.

Также в балладе обилие однородных членов предложения, которые указывают на динамичность развития действия: «будут играть, летать…усыплять».

Обращения необходимы для того, чтобы увидеть ситуацию изнутри, глазами главных героев.

Умолчание использовано лишь однажды, в финале произведение. Автор намеренно заставляет читателя испытать напряжение и волнение, а потом сообщает, что ребенок умер.

Поэтическая фонетика баллады «Лесной царь»

В балладе «Лесной царь» использованы различные фонетические средства. Например, особый прием — аллитерация. Читая о ветре в лесу, читатель отчетливо слышит согласные «с» и «ш», которые создают ощущение шума ветра. Эти звуки ассоциируются с тем-то нереальным, волшебным и в то же время тревожным.

Звонкие согласные «з», «ж» в обещании царя слышатся как звон золотых монет, журчание жемчужной струи.

Когда мальчик умирает, ему становится тяжело дышать. Автор подбирает такие слова, которые содержат много шипящих звуков, указывая на шепот смерти. Она уже завладела душой младенца.

Также в произведении можно заметить сочетание гласных звуков, которые передают мелодичность и напевность, характерную для фольклора.

Анафора передает лиричность и эмоциональность сложившийся ситуации. Так повторяется слово «дитя» во второй, третьей и седьмой строфах.

Образ лирического героя в балладе «Лесной царь»

Повествование ведется рассказчиком (автором). Он сопереживает главным героям, надеется на благополучный исход, хотя понимает, что лесной царь олицетворяет смерть. Она уже подкралась к младенцу и хочет заключить его в свои объятия.

Жуковский избегает прелюдий, он сразу же начинает историю с факта: отец везет родного ребенка через лес, чтобы вылечить. Он сочувствует горю отца, восхищается ребенком. С другой стороны, указывает на холодность мужчины, который игнорирует видения ребенка. Однако его можно понять — он торопится спасти жизнь мальчику.

Литературное направление

В.А. Жуковский является основоположником русского романтизма. В балладе «Лесной царь» можно отметить несколько черт, которые позволяют причислить произведение к данному направлению.

Это необычный сюжет. Автор держит читателя в напряжении, кажется, что должно произойти что-то трагическое. Этому способствуют потусторонние силы: лесной царь и его дочери. Они действуют разными способами, чтобы завладеть душой младенца: уговорами и угрозами. Стертая граница между настоящим и мистическим. Читатель не понимает, где проходит эта грань, не осознает, видел ли лесного царя герой или это были галлюцинации, вызванные болезнью.

Эмоциональность, переживания, страх — всё это тоже признаки романтизма. Помимо этого, можно отметить место и время действия. История происходит ночью, когда темные силы выходят на поверхность и становятся сильными. Место тоже выбрано не случайно. Лес всегда привлекал романтиков, так как в нем скрывается много тайн.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ баллады Жуковского «Светлана»
  • Анализ баллады Жуковского «Людмила»
  • Анализ баллады Жуковского «Кубок»
  • Анализ баллады Жуковского «Ивиковы журавли»