Мораль и анализ басни Крылова «Фортуна в гостях»

Басни Крылова стали уникальным явлением в русской литературе. Используя опыт своих предшественников, писатель создал совершенно новый жанр. Слог, образы, характер басен Крылова получили национальное воплощение. Поэт создал свой особенный басенный стих, сократил назидательную функцию, которая в классических произведениях являлась основной. Мораль в его баснях содержит минимум поучения, зачастую вывод делает сам читатель. Так и в басне «Фортуна в гостях» автор предлагает читателям подумать, кто виноват в том, что произошло в жизни героя.



Мораль басни Крылова «Фортуна в гостях»

Мораль басни заключается в том, что нельзя надеяться только на удачу, нужно и самому что-то делать. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.

История создания басни Крылова «Фортуна в гостях»

«Фортуна в гостях» входит в пятую книгу басен и имеет оригинальный сюжет. Басня написана не позднее февраля 1816 года. Впервые произведение опубликовано в «Новых баснях» Крылова в 1816 году.

Композиция басни Крылова «Фортуна в гостях»

Особенностью басни является соединение двух начал: эстетического и логического. Басня начинается с морали, выражающей логическое начало. В ней автор объединяет себя с читателями и рассуждает о том, что люди часто укоряют судьбу за все, чем в жизни недовольны. Рассказчик считает, что на самом деле судьба дает шанс каждому, но не все могут его использовать. В подтверждение этому Крылов рассказывает историю о трех братьях.

Эстетическое начало проявляется в художественной форме. Особенность композиции заключается в том, что сюжет басни напоминает народную сказку. Героями являются три брата, как это нередко бывает в произведениях фольклора. Ничего в их жизни не складывалось, как они не старались. Во всех своих неудачах братья обвиняли Фортуну. Как-то она посочувствовала их проблемам и решила помочь, поселившись в их доме. С тех пор дела братьев пошли на лад. Старший получил богатство, средний - чины и деньги, младший оказался удачливым ловцом мух. Наконец, богиня удачи покинула дом братьев, старшие жили и радовались, а младший продолжал ругать Фортуну. В композиции басни основная роль принадлежит рассказчику, именно он обращается к читателям с главным вопросом: кто виноват в несчастной судьбе младшего брата?

В русских народных сказках обычно старшие братья нерадивые, жадные, ленивые и остаются ни с чем. Крылов отступил от сказочной традиции, в его истории младший брат, который напоминает Емелю, лежавшего на печи, остается в дураках. Фортуна одинаково помогала всем трем братьям, и они получили удачу в том деле, которым занимались. Это тот редкий случай, когда писатель выражает несогласие с русским фольклором и утверждает, что только трудом можно добиться счастья.

Житейские уроки Крылов преподает живо, картинно. В этой басне поэт использовал образ Фортуны, взятый из древнегреческой мифологии, но она выглядит по-другому. В мифах Фортуна колесит по свету с завязанными глазами и не знает, кому приносит удачу. Здесь же она зрячая, узнав о бесплодных трудах братьев, она решила их поддержать. Образ Фортуны в произведении Крылова получает новое наполнение.


Герои басни Крылова «Фортуна в гостях»

Героями произведения являются три брата и Фортуна. Главным героем, как и в русских народных сказках, является младший брат. О нем автор задает читателю вопрос в конце произведения. Герой жил в старом доме с двумя братьями, которые старались выбиться в люди, но у них ничего не получалось. Старший брат был купцом, но дела его шли плохо, средний служил чиновником, был писарем. О занятиях младшего ничего не говорится, в этом Крылов не отступает от сказочной традиции. Крылов распределяет социальные роли между героями, приближая сказочную историю к реальной.

Когда в гости к братьям заглянула Фортуна, посочувствовав их беде, дела старших братьев пошли в гору, они с умом воспользовались дарами богини удачи. Младший брат был так увлечен ловлей мух, что даже не заметил прихода Фортуны. Автор дает понять, что герой и до этого трудиться не любил, никакими полезными делами не занимался, а все больше ловил мух. Видимо, эта басня и породила фразеологизм «мух ловить», что значит «бездельничать», «проявлять рассеянность, невнимательность», а, следовательно, «пропустить удачу».

Характер Фортуны в басне Крылова отличается от общепринятого, писатель лишает ее беспристрастности. Читатель видит здесь сердобольную, душевную женщину, которую тронула бедность братьев, и она решила им помочь, Крылов говорит о ее доброй душе. Как это бывает в сказках, младшему брату она уделяла внимания больше других, но в этот раз ее усилия пропали даром. Ее любимчик не соизволил и палец о палец ударить, не оторвался от ловли мух. К сожалению, это занятие оказалось неприбыльным.

Стоит сказать и о рассказчике, который наделен большим жизненным опытом, знает людей. С его образом тесно связана мораль, нравственно-воспитательный смысл басни, а сам он является идеологическим центром, через который раскрывается смысл произведения. Автор ведет неспешный рассказ, подобно народному сказителю. Серьезно он рассказывает о старших братьях и с лукавой усмешкой говорит о мухолове. Так и хочется завершить басню словами А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Фортуна в гостях»

Басня рассказывает фантастическую историю о том, как однажды в доме трех бедных братьев поселилась Фортуна, и их дела изменились к лучшему. Кто был занят полезным делом, зажил безбедно, кто бездельничал, остался бедняком.

Крылов говорит о том, что нельзя надеяться только на удачу. Если не идут дела, то не стоит опускать руки, нужно продолжать трудиться, и когда-нибудь труд воздастся сторицей. В этом он не так далек от народной мудрости, которая гласит: терпение и труд все перетрут.

Вывод

Басни Крылова поднимают проблемы, которые нередко встречаются в окружающей действительности. Писатель пытается судить о них с народной точки зрения, используя нравственные устои русского народа. Белинский говорил, что Крылов не только стал народным поэтом, он проложил и другим поэтам дорогу к народности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Ягненок»
  • Анализ басни Крылова «Похороны»
  • Анализ басни Крылова «Охотник»
  • Анализ басни Крылова «Клеветник и Змея»