Мораль и анализ басни Крылова «Ягненок»

Басни И.А. Крылова это особый мир образов, характеров, сюжетов. Героями басен чаще всего являются представители флоры и фауны, но их поступки очень напоминают человеческие. Басни стали итогом литературной деятельности Крылова. Несмотря на кажущуюся простоту произведений баснописца, можно с уверенностью утверждать, в них нашли отражение жизненный и творческий опыт поэта и мудрость русского народа. Произведения Крылова разнообразны по своей тематике, писатель поднимает в них проблемы, волнующие его самого и русское общество в целом. Особое внимание Крылов уделяет подрастающему поколению, о чем говорит басня «Ягненок».



Мораль басни Крылова «Ягненок»

Это одна из немногих басен, в которой Крылов напрямую обращается к читателю с поучением и говорит, как поступать. Он советует юным созданиям следить за каждым своим шагом, чтобы окружающие не смогли сказать о них ничего дурного.

Другими словами, мораль басни заключается в том, что нужно быть самим собой, не стараться быть на кого-то похожим, не подавать повода для злословья.

История создания басни Крылова «Ягненок»

По мнению исследователей творчества Крылова, произведение написано вначале 1819 года. Впервые оно напечатано в сборнике басен, изданном в том же году.

Дочь друга Крылова В.А. Оленина вспоминала, что басня написана для ее сестры Ани, которой тогда было десять лет. Известно, что когда Анна повзрослела, в нее влюбился Пушкин и даже сделал ей предложение, но получил отказ.

Композиция басни Крылова «Ягненок»

Басня разделена поэтом на две равновеликие части, что также нехарактерно для его произведений. Первая часть представляет собой развернутую мораль, вторая – саму басню.

В морали Крылов рассуждает о людских пересудах, обращаясь в первую очередь к девушкам. По мнению автора, красавиц больше всего украшает добрая молва. Крылов призывает барышень обдумывать свой всякий шаг, чтобы не давать повода злым языкам.

Во второй части автор обращается к конкретной девочке по имени Анюта. Оказывается, он придумал басню для нее и для ее подруг. Поэт советует ей, пока она еще маленькая, затвердить эту короткую историю наизусть и запомнить данный в ней урок.

Однажды Ягненок решил подшутить над своими собратьями и надел волчью шкуру. Собаки не оценили эту шутку и бросились на него, подумав, что это настоящий волк. Пастухи вовремя заметили подмену и отбили малыша. Испытав такой стресс, Ягненок стал болеть, так и прожил свой век в муках. Крылов, подводя итог, говорит о глупости Ягнёнка, который решил притвориться волком.

В большинстве случаев человеческий характер, которым автор наделяет животных, сливается с его социальными признаками, что позволяет увидеть реально существующие социальные типы. Таков и Ягненок, за образом которого читатель видит неопытного, неискушённого в светской жизни подростка. О принадлежности к человеческому обществу говорят все слова, описывающие поступки Ягненка, «надевши шкуру», решил «погулять», «пощеголять», фразеологизм «доволок ноги».

Под образом псов подразумевается жестокий свет, а под пастухами - близкие, родные люди, которые пытаются защитить своих детей. Крылов предостерегает детей от безответственных поступков, потому что свет жесток, и те, кто сегодня улыбается тебе, завтра, заметив любой промах, набросятся с осуждением, отвернутся, закроют двери своих домов. Не каждый в юном возрасте способен противостоять нападкам светского общества.

История, рассказанная Крыловым, кажется очень правдивой. Рассказчик предстает перед читателем в образе умудренного жизнью человека, желающего предостеречь детей от легкомысленных поступков.


Герои басни Крылова «Ягненок»

Как и во многих баснях, главным героем является представитель животного мира. Ягненок еще мал, неопытен, легкомыслен, ему незнакомы взаимоотношения между окружающими. Он, конечно, не знал, что собаки так ревностно несут свою службу, и лишь запах волчьей шкуры уже заставит их рвать его на части. В этом предназначение сторожевых псов, они молниеносно реагируют на врагов и тех, кто ими прикидывается. Ягненок еще ребенок, у него неокрепшая психика, он очень испугался псов, которых до сего дня считал своими защитниками. После этого случая он стал бояться всех и всего, а постоянное чувство страха, как известно, гнетет и убивает.

Крылов описывает поступок Ягненка, используя оценочную лексику, выраженную довольно жесткими словами «сдуру», «пощеголять», «повеса». Это не значит, что он ненавидит или презирает героя, автор только беспокоится о его благополучии. После того как Ягненок побывал в собачьей пасти, автор испытывает к нему жалость, он называет его «бедняжка». Рассказчику очень жаль, что детская шалость сломала юную жизнь. Он по своему опыту знает, что такое побывать на зубах у «псов», и у него в свете были недоброжелатели.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Ягненок»

Басня рассказывает о несмышлёном Ягнёнке, который, желая подшутить над товарищами, надел волчью шкуру и подвергся нападению псов, охраняющих стадо. Ягненок получил физические и душевные травмы на всю жизнь.

В басне Крылов поднимает проблему воспитания подрастающего поколения. Он считает, что молодые люди, особенно барышни, должны быть осторожными в своих поступках, чтобы не подавать повода к злословию. Во времена Крылова требования к дворянским девушкам были более высокими, испорченная репутация могла сломать жизнь. Девушка рисковала остаться в старых девах, ей могли отказать от приличного дома. Светские нравы можно наблюдать и в произведениях других классиков Достоевского и Толстого.

Еще одной проблемой является жестокость светского общества. Крылов дает понять, что отношения в высшем свете не отличаются искренностью и душевностью. Вращаясь в высших кругах нужно быть очень осторожным, духовно слабые люди здесь не выживают.

Вывод

Н.А. Добролюбов писал: «Кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее». Ценность басен Крылова заключается в масштабе обобщения, в типичности, меткости отбора фактов, ставших поводом для написания басни. За сорок лет Крылов написал более двухсот басен. Он обогатил русский язык образными, остроумными выражениями. Его басни читают и бедные, и богатые, и дети, и взрослые, их заучивают наизусть. Уроки, которые Крылов продолжает давать в своих баснях, помогают лучше видеть свои и чужие недостатки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Фортуна в гостях»
  • Анализ басни Крылова «Похороны»
  • Анализ басни Крылова «Охотник»
  • Анализ басни Крылова «Клеветник и Змея»