Мораль и анализ басни Крылова «Похороны»

Басни И.А. Крылова – это удивительный мир образов, характеров, сюжетов. Поэт указывает читателям на человеческие недостатки, общественные пороки, делится своим жизненным опытом. Со времени написания басен прошло более двухсот лет, но они остаются актуальными и современными. В них раскрываются «вечные» проблемы добра и зла, взгляды писателя на общество и человека, воплощена народная мудрость, формировавшаяся веками. Все это можно увидеть в басне «Похороны», которая, несмотря на краткость, демонстрирует небывалую глубину содержания и поднимает несколько проблем, волновавших людей крыловской эпохи.



Мораль басни Крылова «Похороны»

Мораль басни заключается в том, что одни люди далеко не всегда искренны в проявлениях своих эмоций, а смерть других гораздо полезнее, чем их жизнь.

История создания басни Крылова «Похороны»

В основу произведения положен сюжет древнегреческого баснописца Эзопа, использованный в басне «Богачи и плакальщицы». То, что Крылов заимствовал сюжеты у зарубежных предшественников, не снижает самобытности и своеобразия его басен. В.Г. Белинский говорил, что Крылова нельзя назвать переводчиком, его русская натура переработала произведения в русские формы. Взяв древнегреческий сюжет за основу, поэт создал новую басню, погрузив ее в русский быт и нравы. Он не только трансформировал обстановку на русский лад, но и поменял смысл и мораль сообразно русской действительности и своим взглядам.

«Похороны» входят в шестую книгу басен Крылова и написаны предположительно после 1812 года. Впервые басня была опубликована в брошюре «Три новые басни И.А. Крылова» в 1817 году.

Композиция басни Крылова «Похороны»

Басня имеет традиционную структуру и состоит из двух частей: непосредственно басни и морали. Произведение уводит читателя в древний Египет, где существовал обычай: на похороны знатных людей нанимать плакальщиц. Странствующий Маг не знал об этой традиции, встретив похоронную процессию, он подумал, что родственники очень сильно горюют об умершем. Странник решил помочь людям и предложил оживить покойника. Те согласились, но к удивлению волшебника поставили условие, чтобы через пять дней воскресший умер снова. Их опять позовут плакать и хорошо заплатят.

Мораль подводит итог истории и говорит о том, что есть много богачей, живущих бесполезно, зато их смерть приносит людям пользу.

В первую очередь обращает на себя внимание образ Мага. Благодаря его инициативе, открывается истинная сущность плакальщиц. В образе странника существуют противоречия: его ремеслом является волшебство, ловкость рук. Можно предположить, что раз он сам «обманывает» людей, то вполне может распознать обман в других, согласно поговорке, рыбак рыбака видит издалека. Однако, Маг проявляет наивность, принимая наемных плакальщиц за искренне горюющих родственников. Это в традиции Крылова нарушать общепринятые представления, и Фортуна у него зрячая, и Маг не провидец.

Контраст и аллегория являются основными приёмами, которые использует автор для раскрытия идеи произведения. Отношение людей к покойному созвучно с моралью и совпадает с мнением автора.

Система персонажей басни способствует раскрытию идеи произведения и авторского замысла. На первый план выходит образ простодушного, лукавого рассказчика, точка зрения которого раскрывается через взаимоотношения других персонажей, в данном случае Мага, плакальщиц и покойного.


Герои басни Крылова «Похороны»

Главным персонажем басни является странствующий Маг, он обладает большими способностями и умениями, в его власти даже воскресить человека. Он отзывчивый, добрый, способный на сострадание волшебник. Увидев столько горько плачущих людей, он не смог пройти мимо и предложил им помощь. Маг – положительный герой басни.

Второстепенными персонажами являются плакальщицы. Это собирательный образ, олицетворяющий ремесленников. Они живут за счет труда, если есть работа, то они обеспечены, у них есть средства на жизнь. Речь плакальщиц насыщенна восклицательными предложениями, что говорит об их эмоциональности. Они нашли работу по призванию, по всему видно, что женщины – хорошие актрисы и роль скорбящей родни исполнили великолепно, потому что даже волшебник поверил. Их рыдания всего лишь игра, в них нет искренности.

Еще одним персонажем является сам покойник, о его характере мы узнаем от плакальщиц. При жизни он был богатым, но бесполезным человеком. Если его оживить, то вряд ли что изменится, а вот если он будет умирать раз в неделю, то польза от этого будет. У плакальщиц появится постоянная работа и соответственно доход. После смерти богача не нашлось ни одного человека, который бы искренно горевал об утрате.

Каждый персонаж произведения выполняет свою функцию: покойник умер, плакальщицы изображают скорбь, поверивший в горесть сердечную Маг готов оживить покойника. Их последовательные действия приводят к выводу, выраженному в морали: некоторые люди приносят пользу, только умерев.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Похороны»

Басня рассказывает о том, как хоронили знатного человека, а вслед за гробом шли нанятые за деньги плакальщицы.

Басня поднимает проблему того, что некоторые богатые, влиятельные люди живут только для себя, не принося пользы окружающим. Когда они умирают, им устраивают пышные похороны, но это не значит, что по ним искренно скорбят, выражают признание их заслугам. Такая помпа рассчитана на публику и не более, а те, кто обслуживает похороны, готовы были бы хоронить таких людей каждую неделю, потому что за это хорошо платят.

Вывод

Басни Крылова отразили социально-нравственные противоречия, реальные отношения между людьми. Критика, сатира стали частью философии писателя. Он подошел к российской действительности с точки зрения народной нравственности. Крылов показывает человека в его социальных связях, благодаря чему, человеческие недостатки утрачивают свой частный характер, превращаясь в общественное зло. Именно в баснях он выразил свою сокровенную мысль, благо общества зависит от согласных действий всех сословий, направленных на благо Отечества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Ягненок»
  • Анализ басни Крылова «Фортуна в гостях»
  • Анализ басни Крылова «Охотник»
  • Анализ басни Крылова «Клеветник и Змея»